Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 74 
Next page End  

12
крысами. Мир достаточно велик, чтобы познать его во всех проявлениях, и логически нельзя
отдать приоритет одному интересу перед другим. Но слово «времяпрепровождение» не передает
полностью того, что мы имеем в виду. Социология больше похожа на страсть. Социологическое
зрение, подобно демону, завладевает человеком и заставляет его задавать самому себе все новые
и новые вопросы. Поэтому всякое введение в социологию - это приглашение испытать особую
страсть. Никакая страсть не бывает полностью безопасной. Социологу, который продает
продукты свое го труда, следует убедиться в том, что он четко произносит caveat emptor до
вступления в сделку.
Социология как форма сознания
Если в предыдущей главе нам удалось ясно выразить свою мысль, то социологию можно
считать интеллектуальным занятием, представляющим интерес для определенной категории
людей. Однако социолог не вправе останавливаться на этом. Сам факт, что социология как
дисциплина появилась только на конкретной стадии западной истории, должен заставить нас
задуматься над вопросами: как стало возможным, что определенные индивиды занялись ею, и
каковы предпосылки для подобных занятий. Иными словами, социология не является ни
внеисторическим, ни необходимым занятием человеческого разума. Если признать это, то
логично поставить вопрос об исторических факторах, которые сделали социологию
необходимостью для определенных лиц. В самом деле, пожалуй, нет ни одного
интеллектуального занятия, которое было бы внеисторическим и абсолютно необходимым.
Религия побуждала к интенсивным размышлениям на протяжении всей человеческой истории:
поиски лучших решений экономических проблем человеческого существования, также были
неотъемлемой частью большинства человеческих куль тур. Разумеется, это не означает, что
теология и экономика в их современном понимании являются универсальным феноменом
человеческого разума. Однако мы, по крайней мере, не ошибемся, если скажем, что во все
времена у людей появлялись мысли о тех проблемах, которые теперь составляют предмет этих
дисциплин. О социологии даже такого сказать нельзя, ибо социология конституируется
специфически современной формой сознания.
Специфика социологического подхода, видения реальности становится ясной после
некоторых размышлений о значении само го термина «общество»
- термина, которым
преимущественно обозначают объект этой дисциплины. Как и многие употребляемые
социологами термины, это слово пришло из обыденной речи, где значение его весьма
неопределенно. Оно может обозначать особую группу людей (вроде «Общества охраны
животных»), иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями
(типа «Boston Society ladies», или «дам из общества»), а иногда употребляется просто для
обозначения какой-либо компании людей (например, «в те годы он жестоко страдал от
отсутствия общества»). Есть и другие, менее употребимые значения. Социолог использует этот
термин в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой дисциплины существуют различия
в его употреблении. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих
отношений или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в
данном кон тексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе»,
включающем миллионы людей (скажем, «американское общество»), а может обозначить этим
термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников такого-то
института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое,
которых выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Поэтому о значении
понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают скорее
достаточно отчетливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений,
понимаемый как некое автономное целое, существующее наряду с другими, ему подобными.
Точно так же следует ограничить значение прилагательного «общественный»
в его
социологическом употреблении. Социолог будет использовать этот термин в более узком и
строгом смысле для обозначения того, что связано с взаимодействием, взаимоотношениями,
взаимностью. Таким образом, два разговаривающих на углу приятеля не образуют «общества»,
но то, что между ними происходит, безусловно «общественно», «социально». «Общество»
состоит из комплекса таких «общественных», «социальных» событий. Что касается строгого
определения понятия «социальный», то трудно добавить что-либо к формулировке Макса Вебера,
который квалифицировал как «социальную» ситуацию, когда люди в своих действиях
Hosted by uCoz