Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 74 
Next page End  

14
ситуации. Социолог же часто имеет дело с концепциями, весьма далекими от официальных. Для
юриста главное - понять, как закон смотрит на тот или иной тип преступления, для социолога же
не менее важно увидеть и то, как преступник смотрит на за кон.
Сама постановка вопросов в социологии обнаруживает желание как бы со стороны
посмотреть на общепринятые или официально устанавливаемые цели человеческих действий.
Это пред полагает определенную осведомленность о том, что события, про исходящие в
человеческом обществе, имеют несколько уровней значения, из которых какие-то скрыты от
нашего осознания по вседневной жизни. Это может предполагать даже какую-то меру
подозрительности относительно способа, с помощью которого человеческие ситуации
официально интерпретируются властями, будь то политические, юридические или религиозные
власти. И если появится желание зайти так далеко, то станет очевидно, что не все исторические
обстоятельства в равной мере благоприятствуют развитию социологического подхода.
Как следствие, может показаться вполне правдоподобным утверждение, что у
социологической мысли больше шансов развиваться в исторических условиях, отмеченных
сильной тягой к конструированию самоконцепции культуры (особенно официальной,
авторитетной и всеми признаваемой самоконцепции). Именно в таких условиях проницательные
люди могут иметь стимул выйти за рамки этой самоконцепции и, в конце концов, поставить под
вопрос авторитеты. Альберт Соломон убедительно доказал, что концепция общества в ее
современном социологическом смысле могла возникнуть только тогда, когда были разрушены
нормативные структуры христианства, а затем и стека regime (античного строя). Таким образом,
мы можем вновь сравнить общество с невидимым каркасом здания, фасад которого скрывает его
от по сторонних глаз. В эпоху средневекового христианства навязывавшийся религиозно-
политический фасад, составлявший основу по вседневного мира европейского человека, делал
«общество» не видимым. Как указывал Соломон, ту же функцию выполнял более светский
политический фасад абсолютистского государства после раскола Реформацией единства
христианского мира. Но с распадом абсолютистского государства обнажился скрытый костяк
«общества», и взору явился особый мир мотивов и сил, не поддающийся объяснению в рамках
официальной интерпретации социальной реальности. Таким образом, социологический подход
можно описать фразами типа «смотреть сквозь» или «заглядывать за», многие из которых мы
употребляем в повседневной речи: «видеть игру насквозь», «видеть закулисную игру», иначе
говоря, «понимать, что к чему».
Мы не погрешим против истины, если посмотрим на социологическую мысль как на часть
того, что Ницше называл «искусством не доверять». Конечно, было бы грубым упрощением
считать, что это искусство появилось только в новые времена. Пожалуй, общая функция разума
«видеть вещи насквозь» существо вала даже в самых примитивных обществах. Американский
антрополог Пол Рэдин дал нам живое описание скептика как типа человека в примитивной
культуре. Кроме того, мы можем убедиться в этом из знакомства с другими цивилизациями, хотя
и отличными от западной, но развившими самопознание до таких форм, которые вполне можно
назвать предсоциологическими. В качестве примера сошлемся на Геродота или Ибн-Хальдуна.
Сохранились даже древнеегипетские тексты, свидетельствующие о глубоком разочаровании в
политическом и социальном порядке, за которым закрепилась репутация как одного из самых
прочных в человеческой истории. Однако с началом новой эры на Западе эта форма сознания
интенсифицируется, концентрируется, систематизируется и проникает в мышление все большего
числа проницательных людей. Здесь не место для подробного освещения предыстории
социологической мысли, которое можно найти у Соломона. Мы даже не будем расписывать
таблицу интеллектуальных предшественников социологии, и демонстрировать ее
преемственность от Макиавелли, Эразма', Бэкона», философии XVII в. и беллетристики XVIII в.
Все это уже сделали другие, более квалифицированные специалисты, чем автор данных строк.
Достаточно лишь еще раз подчеркнуть, что социологическая мысль есть плод целого ряда
интеллектуальных течений, которые занимают весьма специфическое положение в современной
истории Запада.
Вернемся к нашему утверждению о том, что социологический подход включает в себя
процесс «видения сквозь» фасад социальных структур - процесс, который можно
проиллюстрировать примерами повседневного опыта людей, живущих в больших городах.
Одной из прелестей большого города является громадное разнообразие видов человеческой
Hosted by uCoz