Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 74 
Next page End  

17
ритуалы. Это подозрение усиливается по мере того, как выясняется, что в большинстве случаев
не столько чувство любви порождает особые отношения, сколько, наоборот, точно выверенные и
часто заранее спланированные отношения вызывают желаемое чувство. Иначе говоря, люди
позволяют себе «влюбиться», когда для этого есть (или специально создаются) определенные
условия. Социолог, изучающий формы «ухаживания» и брака, вскоре обнаруживает сложную
сеть мотивов, тысячами нитей связанных со всей институциональной структурой, внутри которой
человек проводит свою жизнь, - с классом, карьерой, материальными притязаниями, стремлением
к власти и престижу. Теперь он начинает рассматривать чудо любви как нечто синтетическое,
сложное. Это не значит, что социолог всякий раз будет объявлять любое романтическое
объяснение брака иллюзорным. Но, опять-таки, он будет «заглядывать за непосредственную
данность» и общепринятые интерпретации. Наблюдая за парочкой влюбленных, которая
любуется луной, социологу необязательно отрицать особую эмоциональность этой подлунной
сцены. Но прежде всего он будет наблюдать механизм, составляющий структуру сцены в ее
«целуйных» аспектах: престижность марки автомобиля, из которого ведется наблюдение;
соображения вкуса и тактики, определяющие костюмы наблюдателей; множество поведенческих
и вербальных признаков их социального положения. Этот механизм задает определенное
социальное пространство и внутреннюю тональность всей ситуации.
Теперь ясно, что проблемы, интересующие социолога, не обязательно являются
«проблемами» для других людей. То, что официальные лица, печать (и, увы, некоторые учебники
по социологии) сообщают о «социальных проблемах», только затемняет суть дела. Обычно люди
говорят о «социальных проблемах» тогда, когда в обществе происходит что-то не так, как
предполагалось согласно официальным объяснениям. В этом случае они ждут, что социолог
изучит «проблему» (т.е. ситуацию, которую они так определили) и, может быть, найдет какое-то
«решение», которое поможет устранить ее к их общему удовольствию. Однако вопреки такого
рода ожиданиям очень важно понимать, что социологическая проблема есть нечто совершенно
отличное от «социальной проблемы» в указанном смысле. Например, было бы наивно заниматься
«проблемой» преступности только потому, что право охранительные органы определяют ее как
проблему, или разводом
- лишь потому, что это является «проблемой» для блюстителей
нравственности. Можно сказать еще яснее:
«проблема» бригадира, как добиться от людей более
эффективной работы, или «проблема» пехотного офицера, как воодушевить солдат пойти в атаку,
могут не быть «проблемами» для социолога (за исключением тех случаев, когда социолога
нанимают корпорация или армия специально для исследования подобных проблем).
Социологическая проблема всегда заключается в понимании того, что происходит в рамках
социального взаимодействия. Таким образом, социологическая проблема заключается не столько
в том, почему что-то «идет не так» с точки зрения властей или режиссеров, работающих на
социальной сцене, а прежде всего в том, как действует система в целом, каковы исходные
предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство.
Фундаментальные социологические проблемы - не преступление, а закон, не развод, а брак, не
расовая дискриминация, а расово обусловленная стратификация, не революция, а форма
правления.
Эту точку зрения можно пояснить следующим примером. Цель организации подросткового
клуба в районе с преобладанием выходцев из низших классов - отвлечь тинэйджеров от участия в
общественно неодобряемых действиях подростковой банды. Система координат, в рамках
которой социальные работники и по лицейские чины определяют «проблемность» этой ситуации,
формируется миром среднего класса, с позиций его респектабельных, общественно одобряемых
ценностей. Если то, что подростки катаются на краденых автомобилях, есть «проблема», тогда
«решением» ее можно считать их приход в местный клуб для участия в коллективных играх. Но
если сменить систему координат и взглянуть на ситуацию с точки зрения лидера подростковой
группы, то все окажется наоборот. Для него «проблемой» станет сплочение банды в ситуации,
когда подростков станут отвлекать от той деятельности, которая дает банде престиж в ее
социальном окружении, и если социальные работники уберутся в свои благополучные кварталы,
откуда пришли, то это и будет ее «решением». Короче говоря, то, что составляет «проблему» для
одной социальной системы, воспринимается как нормальный порядок вещей другой системой, и
наоборот. Представители этих двух систем определяют лояльность и нелояльность, сплоченность
и отклонение с совершенно противоположных позиций. Конечно, ориентируясь на собственные
ценности, социолог может считать респектабельный мир среднего класса более желательным и
Hosted by uCoz