Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 74 
Next page End  

21
сохраняет свою респектабельность - принадлежность к университетам, бизнесу и правительству.
Понятие «респектабельность» в данном случае едва ли вызовет возражения, разве что кое у кого
из грамотных южан-расистов, только и способных прочесть примечания к решению о
десегрегации (1954 г.). Однако нельзя не отметить, что в американской социологии всегда
существовало мощное течение, относящее себя к «другой Америке», - Америке крепкого словца
и трезвого взгляда на вещи, живущей с тем состоянием ума, которое не приемлет
мобилизующего и одурманивающего воздействия официальной идеологии. Такой
неуважительный взгляд на сцену американской жизни наиболее явно просматривается в трудах
Торнстейна Веблена», одного из видных американских социологов раннего периода. Сама его
биография представляет собой своего рода упражнение в маргинальности: обладал тяжелым,
склочным характером; родился в пограничье Висконсина на ферме выходца из Норвегии;
английский язык учил как иностранный; всю жизнь вращался в кругу морально и политически
сомнительных личностей; вечно кочевал по университетам; неисправимый соблазнитель чужих
жен. Его видение Америки нашло отражение в разоблачительной сатире, которой насквозь
пронизаны все работы Веблена, в частности его знаменитая «Теория праздного класса», в
которой без жалостно выставляется напоказ все лицемерие высших слоев американской
буржуазии. Вебленовский взгляд на общество легче всего представить как серию
неблагонамеренных интуитивных прозрений: его видение «престижного потребления»
направлено против стремления среднего класса к «утонченности»; анализ экономических
процессов в терминах манипуляций и растрат - против американского этоса производительности;
толкование махинаций и спекуляций с недвижимостью - против американской идеи о местном
самоуправлении, а весьма ядовитое описание университетской жизни как надувательства и
напыщенности - против американского культа образования. Мы не причисляем себя к
неовебленианству, ставшему модным среди некоторых молодых американских социологов, и не
утверждаем, что Веблен был од ним из столпов социологии. Мы лишь указываем на его неуемное
любопытство и проницательность как отличительные особенности восприятия окружающей
реальности, которое исходит из тех уголков культуры, где по воскресеньям встают бриться толь
ко к полудню. Этим мы не хотим сказать, что проницательность как таковая является признаком
неуважения. Глупость и инертность мышления, по всей видимости, довольно равномерно
распределены между всеми социальными слоями. Но там, где есть ум и где ему удается
освободиться от шор респектабельности, мы скорее можем ожидать проницательного взгляда на
общество, чем в тех случаях, когда мир, каким его рисует воображение оратора, принимается за
реальную жизнь.
Некоторые направления эмпирических исследований в американской социологии тоже
демонстрировали очарованность «изнаночной» стороной общества. Например, оглядываясь на
мощное развитие исследований города, проведенных в 20-х годах в Чикагском университете,
поражаешься неодолимой тяге исследователей к темным сторонам городской жизни. Совет
главной фигуры этого движения Роберта Парка «не бояться испачкать руки» в ходе исследований
его студенты нередко понимали слишком буквально и проявляли повышенный интерес к тому,
что жители респектабельных кварталов назвали бы «грязью». Во многих исследованиях чикащев
ощущается огромное желание вскрыть теневые стороны жизни большого города:
беспросветность трущоб, меланхолию доходных домов, преступный мир и проституцию.
В качестве одного из ответвлений так называемой Чикагской школы выделилось
социологическое направление, изучавшее раз личные профессии, занятия; своим появлением оно
в значительной степени обязано новаторским работам Эвереста Хьюза и его студентов. Здесь мы
находим подлинное очарование любым из возможных миров, в котором человеческое существо
живет и производит на свет себе подобных, - не только миром респектабельных профессий, но и
таких, как водитель такси, уборщик многоквартирного дома, профессиональный боксер и
музыкант джазбанда. Та же тенденция обнаруживается в развернувшихся в Америке после
знаменитых работ Роберта и Холен Линдов'» о «Мидлтаунео исследованиях местных сообществ.
В них неизбежно приходилось пренебрегать официальными версиями относительно жизни
городских сообществ, видеть местную социальную реальность не только такой, какой она
видится из городской управы, но и такой, какой ее видят из городской тюрьмы. Такая
социологическая процедура ipsofacto есть преодоление респектабельного предубеждения о том,
что только определенные взгляды на мир заслуживают серьезного отношения.
Hosted by uCoz