Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 74 
Next page End  

23
сексуальном плане. В каждом случае за разъяснениями обращаются к многочисленным
экспертам. Книгоиздатель рассказывает нам о том, что такое культура, дизайнер - о том, каких
вкусов мы должны придерживаться, психоаналитик - кто мы есть на самом деле. Жизнь в
современном обществе - это калейдоскопическая смена ролей.
Снова нам приходится бороться с искушением поговорить подробнее на данную тему,
поскольку это может увести нас далеко в сторону от первоначального замысла и втянуть в
обсуждение социально-психологической проблематики современной жизни вообще. Вместо
этого мы остановимся на интеллектуальном аспекте современной ситуации, поскольку именно в
нем мы усматриваем важную характеристику социологического сознания. Беспрецедентный
масштаб географической и социальной мобильности в современном обществе ведет к появлению
столь же бес прецедентно огромной возможности для индивида познакомиться с самыми
разнообразными мирами. Впечатления от других куль тур, которые ранее были доступны только
редким путешественникам, теперь нам «доставляются на дом» средствами массовой
коммуникации. Кто-то однажды определил сформированную благодаря этому искушенность
горожанина как способность сохранять невозмутимое спокойствие даже при виде под окнами
собственного дома человека в тюрбане, с набедренной повязкой и змеей на шее, бьющего в там-
там и ведущего на поводке тигра. Несомненно, существуют разные степени искушенности, но
определенная доля ее есть у каждого ребенка, который смотрит телевизор. Не вызывает сомнения
и то, что эта искушенность за частую весьма поверхностна и не может противостоять реальному
влиянию со стороны альтернативных образов жизни. Вместе с тем безмерно расширившиеся
возможности путешествовать, реально или в воображении, предполагают, по крайней мере,
потенциальное осознание того, что привычная культура с ее базовыми ценностями относительна
во времени и пространстве. Социальная мобильность, т.е. движение из одной социальной страты
в другую, усиливает эффект релятивности. Всюду, где происходят процессы индустриализации, в
социальную систему привносится новый динамизм. Массы людей начинают менять свои
групповые и индивидуальные социальные позиции, и обычно такие изменения идут по
направлению «вверх». Вместе с этим движением нередко и сама жизнь индивида вовлекается в
«путешествие», причем не только по различным социальным группам, но и по интеллектуальным
мирам, которые, так сказать, привязаны к этим группам. Так, курьер-баптист, регулярно
читающий «Reader's Digest», став младшим администратором, переходит в епископальную
церковь и начинает выписывать «The New Yorker», а жена преподавателя, получившего кафедру,
от списка бестселлеров может обратиться к Прусту или Кафке.
Имея в виду эту всеобъемлющую неустойчивость мировоззрений в современном обществе,
не следует удивляться тому, что наша эпоха характеризуется как эпоха обращения (перехода из
одной веры в другую, смены убеждений. - Пер). Неудивительно также, что именно
интеллектуалы склонны радикально и с изумляющей регулярностью менять свои взгляды на мир.
Интеллектуальная притягательность жестких, теоретически завершенных систем, таких, как
католицизм или коммунизм, обсуждалась не однократно. Психоанализ во всех его формах можно
понимать как институциализированный механизм обращения, в котором индивид меняет взгляд
не только на самого себя, но и на мир в целом. Популярность разного рода новых культов и
верований разной степени интеллектуальной утонченности, зависящей от образовательного
уровня их адептов, служит еще одним свидетельством склонности к обращению наших
современников. Современного человека, особенно образованного, постоянно терзают сомнения
относительно собственной природы и природы все ленной, в которой он живет. Иными словами,
сознание относительности, которое во все исторические эпохи было скорее уде лом узкого круга
интеллектуалов, сегодня оказывается широко распространенным культурным фактом,
пронизавшим социальную систему до самых нижних ее этажей.
Мы не хотим создать впечатление, будто это чувство относительности и, как результат,
склонность современного человека полностью менять свое мировоззрение свидетельствуют о его
интеллектуальной или эмоциональной незрелости. Конечно, не следует слишком серьезно
воспринимать отдельные встречающиеся проявления таковой. Тем не менее, мы можем
утверждать, что подобная склонность становится едва ли не уделом даже самых серьезных
интеллектуальных упражнений. Будучи в здравом рас судке, невозможно существовать в
современном мире и не пони мать относительности всех моральных, политических, философских
убеждений. Как заметил Паскаль, то, что истинно по одну сторону Пиренеи, ошибочно по
другую». Интенсивное овладение наиболее полно и тщательно разработанными многозначны ми
Hosted by uCoz