Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 74 
Next page End  

25
Социологический подход это широкий, открытый, свободный (незашоренный) взгляд на
человеческую жизнь. 
Социолог, в лучшем своем проявлении, это человек, имеющий вкус к новым землям,
внутренне от крытый неизмеримому богатству человеческих возможностей, жаждущий новых
горизонтов и новых миров человеческих смыслов. Пожалуй, нет нужды особо доказывать, что
человек такого типа может оказывать исключительно важное влияние на ход нынешних событий. 
Отступление: переключение и биография
Появление социологического сознания, как мы попытались показать в предыдущей главе,
наиболее вероятно в культурной ситуации, которой свойственно то, что мы обозначили термином
«переключение» (напомним, под ним мы подразумеваем возможность выбора между
различными, подчас противоречащими друг другу системами смыслов). Предваряя дальнейшие
попытки охарактеризовать некоторые основные черты социологического подхода к
человеческому существованию, что является основной задачей данной книги, мы хотим сделать
небольшое отступление и остановиться на самом явлении «переключения», задавшись вопросом:
какое значение оно может иметь для индивида, пытающегося понять свою биографию. Данное
отступление должно показать, что социологическое сознание есть не просто интригующее своим
появлением историческое событие, которое можно изучать себе во благо, но и жизненный выбор
индивида, стремящегося внести некоторую осмысленность в события собственной жизни.
С точки зрения здравого смысла, жизнь - это определенная последовательность более и
менее важных событий, сумма которых и есть наша биография. Следовательно, для того чтобы
составить жизнеописание, нужно зафиксировать события в хронологическом порядке или в
порядке их значимости. Но даже приступая к чисто хронологическому жизнеописанию, мы
должны ответить на вопрос: какие именно события следует включить в него? Ведь понятно:
невозможно зафиксировать все, что когда-либо совершил интересующий нас субъект. Иными
словами, даже в хронологическом описании приходится сталкиваться с проблемой
относительной значимости тех или иных событий. Особенно очевидным это становится во время
процедуры, которую историки называют «периодизацией». Какой момент в истории западной
цивилизации следует считать началом Средневековья? На основании каких биографических
данных конкретного человека можно указать последний день его юности? Обычно в таких
случаях выбираются события, которые историк или биограф считает «поворотными пунктами».
Скажем, в ответах на наши вопросы в качестве таковых можно считать коронацию Карла
Великого и день, когда Джо Блоу решил присоединиться к церкви и хранить верность супруге.
Однако даже наиболее оптимистично настроенные историки и биографы (и что не менее важно,
авторы собственных биографий) иногда испытывают сомнения в выборе действительно
поворотных событий. Конечно, могут сказать, что не коронацию, а завоевание саксов следует
признать тем событием, которое перевернуло жизнь Карла Великого, или что отказ Джо от своей
мечты стать писателем следует считать началом его зрелости. Ясно, что предпочтение одного
события другому зависит от личностной системы координат.
Это, однако, не противоречит здравому смыслу, руководствуясь которым, можно заметить,
что истинное понимание человеческой жизни требует определенной зрелости. Обладание зрелым
сознанием придает субъекту, так сказать, эпистемологически привилегированное положение.
Достигший зрелости Джо Блоу, который примирился с фактом, что его жена не будет хорошеть
год от года, а работа в должности зам. начальника по рекламе не сулит стать более интересной в
будущем, оглядываясь на свое прошлое, приходит к выводу: его стремление обладать
множеством красивых женщин и написать роман века было абсолютно незрелым. Зрелость - это
состояние духа, который угомонился, свыкся с существующим положением и оставил безумные
мечты об увлекательных похождениях и великих свершениях. Легко заметить, что в таком
понимании зрелость выполняет психологическую функцию рационализации для индивида,
снизившего уровень своих притязаний. Нетрудно также представить, с каким отвращением
молодой Джо, обладай он даром предвидения, отвернулся бы от себя в зрелом возрасте, увидев в
себе отчаявшегося неудачника. Иначе говоря, можно еще поспорить, действительно ли понятие
зрелости решает вопрос о том, что важно и что неважно в биографии человека. Ведь то, что с
одной точки зрения представляется как мудрая зрелость, с другой может быть расценено как
позорный компромисс. Стареть, к сожалению, еще не значит мудреть. Сегодняшняя точка зрения
лишена каких-либо преимуществ по сравнению с прошлой. Осознание этого факта, между
Hosted by uCoz