Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 74 
Next page End  

28
класса, которым само общество повелело переписать собственную биографию для
легитимизации завоеванного в тяжелейшей борьбе статуса?
Примеры географической и социальной мобильности наиболее наглядно иллюстрируют
процесс, характерный как для общества в целом, так и для многих частных социальных ситуаций.
Верующий муж выстраивает свои прошлые любовные романы как восходящую линию с
кульминацией в браке; только что получившая развод жена переосмысливает свой брак аЬ itiici
таким образом, чтобы каждая стадия жизни в браке могла служить объяснением окончательного
разрыва; заядлая сплетница, попадая в очередную компанию кумушек, каждый раз по-новому
описывает свои взаимоотношения с людьми (искренне, по-дружески рас сказывает о своих
отношениях с А и тут же приносит в жертву свою, якобы, искреннюю привязанность, передавая
А всякие небылицы о В); открыв предательство того, кому доверял, потерпевший начинает
думать, что всегда относился к этому человеку с подозрением (убеждая в этом и себя, и других).
То есть все тщетно пытаются «поправить» фортуну, переписывая историю. Чаще всего процесс
переосмысления затрагивает лишь небольшую часть жизни и происходит, в лучшем случае,
полуосознанно. Прошлое исправляется там, где этого требуют обстоятельства, а то, что не
противоречит актуальному Я-образу, остается неприкосновенным. Эти постоянные модификации
и исправления редко складываются в четко определенное единое целое. Многие из нас лишены
сознательного намерения увидеть свой портрет целостным. Скорее, подобно пьянице перед
мольбертом, мы то здесь, то там замазываем и стираем нанесенные ранее контуры и ни на минуту
не останавливаемся, чтобы сверить свое творение с оригиналом. Иными словами, можно
согласиться с идеей экзистенциалистов, что мы творим себя сами, лишь с одной поправкой -
большая часть процесса творения оказывается хаотичной и едва осознаваемой. 
Однако бывают случаи, когда переосмысление прошлого является частью намеренной,
полностью осознаваемой и разумной деятельности. Подобное случается, когда переосмысление
биографии выступает как один из актов перехода в новое религиозное или идеологическое
мировоззрение, т.е. в новую универсальную систему смыслов, в которую помещается биография
неофита. Так, обращенный в религиозную веру всю прошлую жизнь может понимать как
предустановленное движение к тому моменту, когда с глаз его спала пелена. Классическими
примерами такого толкования могут быть «Исповедь» Св. Августина' и книга Ньюмена
«Оправдание моей жизни, или История моих религиозных взглядов». В моменты обращения в
биографию вводится новая периодизация: до Рождества Христова и после, до принятия
христианства или католичества и после. Теперь у человека есть поворотное событие в жизни, и
всю предшествующую ему жизнь он неизбежно начинает рассматривать как его
подготовительный период. Старые пророки считаются предшественниками и провозвестника ми
нового пророка. Иными словами, обращение в веру представляет собой акт драматической
трансформации прошлого.
Сатори, момент просветления в дзен-буддизме, описывается как «видение мира новыми
глазами». Хотя подобное явление не посредственно относят к религиозным прозрениям и
мистическим превращениям, современные секуляризованные варианты религии предоставляют
своим адептам очень сходную практику.
Процесс становления коммунистом, к примеру, предполагает решительную переоценку
личностью своего прошлого. Подобно обращенным христианам, которые думают, что их
прошлая жизнь была подобна долгой ночи греховности и неведения о спасительной истине,
молодые коммунисты рассматривают свое прошлое как нахождение в плену «ложного сознания»
буржуазной культуры. Прошлые события должны быть переосмыслены радикально. То, что
раньше доставляло бездумную радость, теперь квалифицируется как гордыня, а то, что считалось
неприкосновенностью личности, становится буржуазной чванливостью. Соответственно
прошлые взаимоотношения с людьми также должны быть пересмотрены. Иногда приходится
отказываться даже от любви к родителям, которая может быть расценена как искушение
отступничеством или предательство дела партии.
Многим людям нашего общества сходный метод упорядочения разрозненных фрагментов
их жизни в осмысленную схему предоставляет психоанализ. Этот метод чрезвычайно
приспособлен к комфортной жизни представителей среднего класса, слишком «зрелых» для того,
чтобы давать суровые обеты религии или революции. Имея в своей системе тщательно
разработанные и, якобы, отвечающие критериям научности средства объяснения всего
Hosted by uCoz