Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 74 
Next page End  

29
человеческого поведения, психоанализ дает своим приверженцам возможность наслаждаться
убедительной картиной собственной личности, не предъявляя им никаких моральных требований
и не вторгаясь в их социально-экономическое бытие. По сравнению с христианством и
коммунизмом психоанализ является более технологичным методом обращения в веру, но при
этом достигается сходное переосмысление прошлого. Эдип ходит с Иокастой в кино, наблюдает
Первоотца за столом во время зав трака, и все происходящее вокруг становится понятным».
Опыт обращения в систему смыслов, способную упорядочить груду биографических
сведений, переживается с облегчением и глубоким чувством удовлетворения. Возможно, это
объясняется глубинной человеческой потребностью в порядке, размеренности и разумности.
Однако смутная догадка о том, что любое обращение не последнее, что могут быть еще
обращения и переобращения, является одной из самых ужасных мыслей, которая может посетить
разум. Переживание того, что мы назвали «изменчивостью» (которая, строго говоря, есть
восприятие самого себя в бесконечной серии зеркал, каждое из которых трансформирует образ на
свой лад), приводит к головокружениям, метафизической агорафобии перед бесконечно
накладывающимися друг на друга горизонтами потенциального бытия личности. Самое лучшее,
что можно сделать, это изобрести волшебную пилюлю -
«социологию», после приема которой
все перспективы разом стали бы на свои места. Однако такое изобретение просто прибавило бы
еще один миф ко всем тем, которые обещают освободить от эпистемологических страстей,
питаемых болезненной «изменчивостью». Социолог, будучи социологом, не может изобрести
подобного средства (он может быть гуру за пределами своей профессиональной деятельности, но
сейчас мы говорим о другом). Он - такой же человек, как и другие, в том плане, что живет в
ситуации, где доступная информация о конечном смысле вещей рассеяна по крупицам, а
зачастую про сто неистинна и всегда неполна. У него нет эпистемологических диковин на
продажу. Напротив, социологическая система координат
- это всего лишь еще один способ
объяснения человеческого существования, который может быть преодолен новыми попытками
построить биографическую герменевтику.
Тем не менее, именно социолог может дать очень простое и вместе с тем весьма полезное
средство людям, пытающимся отыскать свой путь в джунглях конкурирующих картин мира. Это
средство - понимание того, что каждая картина мира социально обусловлена. То же самое можно
сказать иначе: мировоззрение есть заговор, а заговорщики - конструкторы некой социальной
ситуации, в которой та или иная картина мира воспринимается как данность. Индивид,
находящийся в такой ситуации, с каждым днем все более склоняется к тому, чтобы разделять ее
исходные посылки. Это значит, что мы меняем свою картину мира (а следователь но, осмысляем
и переосмысляем свою биографию) по мере перемещения из одного социального мира в другой.
Только идиот или редкий гений способен самостоятельно населять мир своими собственными
смыслами. Многие из нас перенимают свои смыслы от других людей и требуют их постоянной
поддержки, чтобы сохранять веру в эти смыслы. Любая церковь создает своей пастве условия для
взаимного подкрепления смысловых интерпретаций. Как битник не может жить без своей
битнической культуры, так и пацифист, и вегетарианец, и последователь христианской науки» не
могут жить без своих. Но ведь и полностью адаптированный, зрелый, нормальный
здравомыслящий буржуа из пригорода тоже нуждается в особом социальном окружении, которое
одобряло бы и поддерживало его образ жизни. В самом деле, каждое из перечисленных понятий -
«адаптированность», «зрелость», «здравомыслие»
- относится к определенной социальной
ситуации и в отрыве от нее оказывается бессмысленным. Адаптированным можно быть только к
какому-то конкретному обществу; человек здраво мыслит, если разделяет его когнитивные и
нормативные посылки.
Люди, меняя системы смыслов, должны изменить и свои социальные отношения. Мужчина,
который самоопределился, женившись на конкретной женщине, обязан порвать со своими
друзьями, которые не соответствуют его новому самоопределению. Когда католик женится на
некатоличке, он угрожает католицизму; битник угрожает своей идеологии, если слишком часто
принимает приглашение на ланч от представителя городских властей. Системы смыслов
конструируются социально. Китайский «промыватель мозгов», фабрикуя новую историю жизни
своей жертвы, входит с ней в сговор. То же самое делает психоаналитик со своим пациентом.
Разумеется, и в том, и в другом случае жертва и пациент приходят к убеждению, что
«открывают» о себе истину, движение к которой они начали задолго до того, как этот сговор
состоялся. Социолог будет, по меньшей мере, ставить под сомнение подобные убеждения. У него
Hosted by uCoz