Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 74 
Next page End  

30
возникнет сильное подозрение, что подобное открытие на самом деле является выдумкой. И он
будет знать, что склонность принимать на веру разные выдумки напрямую зависит от силы
влияния социальной ситуации, в которой они фабрикуются.
В следующей главе мы продолжим обсуждение этой щекотливой связи между тем, что мы
думаем, и тем, с кем мы ужинаем. В данной главе-отступлении мы хотели показать, что
переживание относительности и «изменчивости» есть не только исторический феномен
общемирового масштаба, но и реальная экзистенциальная проблема индивидуального
существования. Социологическое осмысление социальных корней этого переживания может
придать лишь некоторый комфорт тем, кто найдет философское или теологическое решение
мучительной проблемы при такой ее постановке. Однако в мире, где всякое прозрение дается по
крупицам, нужно быть благодарным и малому. Социологический под ход своим возмутительным
вопросом «Кто говорит?» вносит в великий спор о мировоззрении элемент здорового
скептицизма, который имеет непосредственную прикладную полезность, поскольку
предохраняет нас, как минимум, от слишком быстрых обращений. Социологическое сознание
обладает подвижной системой координат, что позволяет человеку воспринимать собственную
биографию как перемещение в многомерном пространстве социальных миров, обладающих
особыми системами смыслов. Оно ни коим образом не дает окончательного ответа на вопрос об
истине, но чуть-чуть уменьшает вероятность того, что мы угодим в сети, которые расставляют на
нашем жизненном пути проходимцы, мнящие себя спасителями человечества.
Человек в обществе
В определенном возрасте детей начинает очень интересовать тот факт, что свое
местоположение можно показать на карте. Кажется странным, что знакомый и родной мир
должны делить с тобой все, кто почему-то оказался на территории, ограниченной совершенно
безликими (а следовательно, не знакомыми и не родными) координатами на карте. Восклицания
ребенка «Я был там» и «Я сейчас нахожусь здесь» выдают его изумление тем, что место летнего
отдыха, отмеченное в памяти столь острыми переживаниями и такими личностно важными
событиями, как первая в жизни собака или полная банка червей, накопанных втайне от взрослых,
имеет те же широту и долготу, какие оно имеет и для совершенно посторонних людей, никак не
относящихся ни к собаке, ни к червям, ни к самому ребенку. Эта локализация себя в
придуманных кем-то конфигурациях является од ним из важнейших аспектов того, что, может
быть, эвфемически называют «взрослением». Ребенок начинает проявлять себя в мире взрослых
тогда, когда у него формируется представление об адресе. Тот, кто еще недавно мог посылать
письма «на деревню дедушке», теперь информирует своего коллегу по сбору червей о своем
точном адресе, безошибочно называя штат, город, улицу и т.д., и, получив от него ответ, находит
поразительное подтверждение тому, что попытка примкнуть к миру взрослых удалась. По мере
того как ребенок продолжает убеждаться в реальности такого взгляда на мир, он накапливает
новые «адреса»: «Мне шесть лет», «Моя фамилия Браун, как у моего папы, потому что родители
разошлись», «Я - пресвитерианец», «Я - американец» и даже «Я учусь в классе одаренных детей,
потому что мой IQ - 130». Гори зонты этого мира, как его понимают взрослые, задаются
координатами
«карт», которые изготавливает кто-то незнакомый. Играя дома, ребенок может
отождествлять себя с кем угодно - называть себя папой, вождем краснокожих или Дэвидом
Крокетом, но он всегда будет знать, что это игра, а реальными являются те факты о нем, которые
хранятся у школьного начальства. Мы опускаем везде кавычки, сознаваясь таким образом, что в
свое время тоже побывали в ловушке детского здравого смысла. Конечно же, нам следовало бы
все ключевые слова взять в кавычки: «знает», «реальный», «факты». Здоровый ребенок - это тот,
который верит в записи классных журналов. Нормальный взрослый - тот, который живет в своей
устоявшейся системе координат.
То, что называют «точкой зрения здравого смысла», на самом деле означает точку зрения
взрослого человека, принятую как данность. Проблема заключается в том, как происходит
онтологизация записей в классном журнале, когда существование чело века начинают
отождествлять с приколотыми к социальной карте флажками. Вопрос о том, какое влияние это
оказывает на личность и мысли человека, мы рассмотрим в следующей главе. Сейчас нас
интересует несколько иной вопрос, а именно: каким образом место, занимаемое индивидом в
обществе, «сообщает» ему, как именно поступать и чего ждать от жизни. «Иметь определеное
место в обществе» означает «быть в точке пересечения определенных социальных сил». Обычно
Hosted by uCoz