Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 74 
Next page End  

36
в силу ее роли в конструировании биографии индивида. Когда мужчина выбирает себе жену и
верного друга, он совершает по существу акт самоопределения. Именно в самых интимных
отношениях он должен будет искать поддержки наиболее важным элементам своего Я - образа.
Вот почему ставить на карту эти связи - значит рис ковать утратой самого себя. Неудивительно,
что часто люди, властные на работе, мгновенно уступают дома своим женам и съеживаются,
когда у их друзей брови недовольно ползут вверх.
Если мы опять вернемся к изображению индивида в центре концентрических кругов,
каждый из которых отражает особую систему социального контроля, то лучше поймем, что место
в обществе (социальные координаты) определяет положение человека относительно многих
ограничивающих и принуждающих сил. Индивиду, который последовательно перечисляет всех,
кому он должен угождать в силу своего положения в системе концентрических кругов - от
федеральной налоговой службы до собственной тещи, и в конце концов приходит к мысли, что
общество всей своей громадой подавляет его, лучше не отвергать данную идею как временное
невротическое расстройство. Социолог, несмотря ни на что, вероятно, будет укреплять себя в
этой мысли даже вопреки другим советчикам, которые будут убеждать его в обратном.
Другой важной сферой, где социологический анализ может полностью раскрыть значение
места индивида в обществе, является социальная стратификация. Теория стратификации исходит
из того, что любое общество состоит из уровней, которые соотносятся друг с другом в терминах
господства и подчинения, не важно, касается это власти, привилегий или престижа. Проще
говоря, стратификация означает, что каждое общество имеет определенную систему
ранжирования: одни страты находятся выше, другие ниже, а в совокупности они составляют
стратификационную систему конкретного общества.
Стратификационная теория является одним из наиболее сложных разделов
социологического знания, и всякая попытка дать здесь какое-нибудь введение в проблему
выведет далеко за рамки нашего изложения. Достаточно сказать, что социумы сильно отличаются
друг от друга по своим критериям, согласно которым индивиды относятся к той или иной страте,
и различные стратификационные системы, использующие совершенно раз личные критерии
«ранжирования», могут сосуществовать в одном обществе. Ясно, что позицию индивида в
стратификационных схемах традиционного индийского кастового общества и современного
западного общества определяют совершенно разные факторы. Три основных измерения
социальной позиции - власть, привилегии и престиж - часто не совпадают, а сосуществуют в
различных стратификационных системах. В Америке благосостояние часто идет рука об руку с
политической властью, но это не всегда так - есть люди, обладающие большой властью и малым
достатком. Кроме того, престижными могут быть и виды деятельности, совершенно не связанные
с экономическим или политическим положением. Эти замечания нам необходимо будет
учитывать при рассмотрении того, как соотносятся между собой место в обществе и система
стратификации, оказывающая громадное влияние на жизнь индивида в целом.
Самым важным типом стратификации в современном запад ном обществе является система
классов. Как и большинство понятий стратификационной теории, понятие класса имеет
множество определений. Для наших целей достаточно определить деление на классы как такой
тип стратификации, в котором положение индивида в обществе определяется в основном
экономическими критериями. В классовом обществе достигнутое высокое положение, как
правило, важнее, чем положение по рождению (хотя многие люди считают, что последнее в
значительной степени обусловливает первое). Кроме того, для классового общества характерен
высокий уровень социальной мобильности, т.е. социальное положение не является раз и навсегда
фиксированным, и многие люди в течение своей жизни меняют его на лучшее или на худшее, и,
следовательно, никакое положение нельзя считать абсолютно прочным, надежным. В результате
символическая экипировка социального положения приобретает огромную значимость: люди
демонстрируют его миру, используя различные символы (такие, как материальные объекты,
манеры вести себя, вкусы, речь, принадлежность к разного рода общественным объединениям и
даже приличествующие мнения). Именно это социологи называют статусным символизмом,
имеющим важное значение в исследованиях стратификации.
Макс Вебер определял класс посредством жизненных ожиданий, на которые индивид имеет
разумные основания. Другими словами, классовая принадлежность определяет жизненные
шансы, вероятность того, на какую долю в обществе индивид может рассчитывать. Всякий
Hosted by uCoz