Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 74 
Next page End  

39
другой. Малейшее отклонение от этого ритуала было для негра чревато телесным наказанием, а
для белого - крайним бесчестием. Раса очень четко определяла не только, где жить и с кем жить,
но и особенности речи индивида, его походку, шутки, она проникала даже в мечты о спасении. В
такой системе критерии стратификации становятся «метафизическим наваждением», как,
например, в случае с матронами Юга, которые были просто убеждены в том, что их повар после
смерти непременно попадет в рай для черных.
В социологии широко применяется понятие «определение ситуации». Введенный впервые
американским социологом У.Томасом», он означает, что любая социальная ситуация есть то, как
ее определяют участники. Иными словами, для социологических целей реальность является
предметом дефиниции. Вот « почему социолог должен тщательно анализировать многие грани
человеческого поведения, в том числе и такие, которые по существу признаются ошибочными и
абсурдными. В только что приведенном примере с расовой системой биолог или физический
антрополог, глядя на расовые воззрения белых южан, может объявить их полностью
ошибочными. На этом основании он может отбросить их как еще один миф, порожденный
человеческим невежеством и злонамеренностью, собрать чемоданы и уехать домой. Но как раз
здесь и начинается работа социолога. Ему совершенно не зачем отрицать расистскую идеологию
южан как глупость с научной точки зрения. Многие социальные ситуации эффективно
контролируются с помощью определений, заданных глупцами. На самом деле та глупость,
которая определяет ситуацию, входит со ставной частью в предмет социологического анализа.
Таким образом, социологическая операционализация понятия «реальность» есть нечто
особенное, к чему мы еще вернемся. Сейчас достаточно указать, что неумолимый контроль,
посредством которого социальное положение детерминирует нашу жизнь, нельзя уст ранить
простым разоблачением идей, окутывающих контроль.
Но это еще не все. Над нашей жизнью господствует глупость не только современников, но
и прошлых поколений. Более того, вся кой глупости мы тем больше доверяем и оказываем
почтение, чем она «древнее». Как указывал Альфред Шютц, это значит, что каждая социальная
ситуация, в которой мы находимся в данный момент, предопределена не только нашими
современниками, но и предшественниками. Поскольку никто не может поговорить с предками,
постольку отделаться от их ставших непопулярными конструкций, как правило, труднее, чем от
тех, которые возводятся в наше время. Этот факт удачно схвачен Фонтенелем» и отражен в его
афоризме: мертвое более могущественно, чем живое.
Данный момент важно подчеркнуть, поскольку он показывает, что даже в тех сферах, где
общество, казалось бы, еще дает нам хоть какой-то выбор, властная рука прошлого резко
ограничивает его. Вернемся, например, к нашей сцене, которую мы уже приводили, - к сцене с
парой влюбленных в лунную ночь. Представим себе, что это сидение под луной должно стать
решающим: предложение выйти замуж будет сделано и принято. Теперь мы знаем, что
современное общество существенно ограничивает возможности выбора, в значительной мере
облегчая его для пар, принадлежащих к одной социально-экономической группе, и ставя трудно
преодолимые преграды перед выходцами из разных групп. И в том, и в другом случае ясно, что
даже там, где «они»-наши современники не делают преднамеренных попыток ограничить выбор
участников той или иной конкретной драмы, «они» -мертвые давным-давно подробно расписали
в своем сценарии едва ли не каждое движение наших влюбленных. Мысль о том, что сексуальное
влечение можно перевести в романтическое чувство, выдумали сладкоголосые менестрели,
возбуждая воображение аристократических дам где-то в XII в. Несколько ранее мизантропы-
теологи произвели на свет идею, что мужчине следует направлять свои сексуальные влечения
неизменно и исключительно только на ту женщину, с которой он должен де лить постель, ванну,
скуку, тысячи однообразных завтраков. А предположение, будто инициатива в обустройстве
этого чудесного мероприятия должна исходить от самца, в то время как самка должна грациозно
поддаваться могучему напору его ухаживания, вообще уходит в доисторические времена, когда
первобытные воины нападали на матриархальные деревни и тащи ли вопящих девиц на свои
брачные ложа.
Коль скоро наши почтенные предки установили четкие исходные границы, рамки, в
которых нашей образцовой паре может быть позволено накалять страсти, то это значит, что
каждый шаг в ее досвадебных отношениях заранее предопределен, предуготован и, если угодно,
«фиксирован». От них ждут не просто влюбленности и заключения моногамного брака, в
Hosted by uCoz