Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 74 
Next page End  

4
Судом США вопроса о расовой сегрегации в государственных школах в 1954 г. Социологические
исследования проводятся и с целью помочь в социальном планировании развития городов. Ясно,
что чувствительный к моральным и политическим проблемам социолог с удовлетворением
вспоминает подобные примеры. И опять-таки нужно иметь в виду, что здесь мы имеем дело не с
социологическим знанием, а с его применением. Нетрудно представить себе, как одни и те же
знания можно использовать с противоположными намерениями. Социологическое объяснение
динамики расовых предрассудков можно эффективно использовать и для разжигании
межрасовой вражды, и на распространение терпимости; интерпретацию внутренних механизмов
человеческой солидарности можно использовать как в тоталитарных, так и в демократических
режимах. Нужно четко представлять себе, что процессами, приводящими к согласию, могут
управлять и воспитатели в летних лагерях, и промыватели мозгов в лагерях коммунистического
Китая. Не исключено, что к социологу могут обратиться за советом и в том случае, если
наметятся такие социальные изменения, которые общество посчитает нежелательны ми. Однако
представление о социологе как о социальном реформаторе страдает теми же недостатками, что и
представление о нем как о социальном работнике.
Мы рассмотрели взгляды на профессию социолога, которые зародились по меньшей мере
несколько десятилетий назад. Теперь обратимся к некоторым представлениям, сложившимся
сравнительно недавно в новейших социологических направлениях. Согласно одному из них
социолог - это собиратель статистических данных о человеческом поведении, который по
существу является подручным ЭВМ. Он выходит «в поле» с опросником, опрашивает людей в
соответствии с выборкой, потом возвращается назад и загоняет данные в машину. Само собой
разумеется, для таких занятий ему нужен приличный штат сотрудников и очень солидное
финансирование. Причем подразумевается, что результаты громадных усилий смехотворны:
скрупулезно, по крупицам выясняется то, что и так уже известно другим.
Подобное представление о социологе поддерживается в общественном сознании
деятельностью многих организаций, которые с полным правом можно было бы назвать
парасоциологическими, занимающимися главным образом общественным мнением и
маркетингом. Фигура поллстера» получила широкую известность в американской жизни
благодаря назойливым расспросам по различным темам, начиная от внешней политики и кон чая
потреблением туалетной бумаги. Методы опросного бизнеса очень сходны с методами
социологических исследований, поэтому отождествление социолога с поллстером вполне
понятно. Исследования Кинси» сексуального поведения американцев, пожалуй, в значительной
степени укрепили это представление'. Идет ли речь об онанизме, о голосах, отданных
республиканцам, или о случаях поножовщины между бандитскими шайками, основные вопросы
такой социологии всегда сводятся к следующим двум:
«как часто?» и «сколько раз?». Как ни странно, но среди анекдотов о социологах очень мало
таких, которые связаны именно с этим образом.
К сожалению, данное представление о социологической профессии
- не просто плод
фантазии. После первой мировой войны американские социологи решительно отвернулись от
теории и активно занялись чисто описательными эмпирическими исследованиями, в результате
чего были существенно улучшены их методики. Большое внимание уделялось, естественно,
статистическим методам. Примерно в середине 40-х годов наметился рост интереса к
социологической теории, и есть отчетливые признаки того, что отход от узкого эмпиризма
продолжает набирать силу. Тем не менее, значительную часть социологических проектов в США
составляют локальные исследования скрытых от посторонних глаз фрагментов социальной
жизни, не имеющие никакого выхода на более широкие теоретические обобщения. Достаточно
просмотреть заголовки статей ведущих социологических журналов или списки докладов на
социологических конгрессах, чтобы убедиться в правильности нашего утверждения.
Этому способствует политическая и экономическая структура высшего образования США,
причем не только в области социологии. Колледжи и университеты возглавляют, как правило,
очень занятые люди, не имеющие ни времени, ни желания вникать в эзотерические' изыскания
своих подчиненных. А ведь именно администраторы призваны решать вопросы о приеме на
работу и увольнении, о повышении и понижении преподавателей в должности. Какими
критериями они пользуются при принятии решений? Требовать, чтобы они читали научные
труды своих преподавателей, нельзя, потому что у них на это нет времени. Нет у них и
Hosted by uCoz