Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 74 
Next page End  

43
данный вопрос: в большинстве случаев мы сами желаем именно того, что общество ждет от нас.
Мы хотим подчиняться правилам. Мы хотим иметь ту долю, которую общество предназначает
нам. Но это возможно, в свою очередь, не потому, что власть общества меньше, а потому, что она
даже больше, чем мы до сих пор утверждали. Общество детерминирует не только то, что мы
делаем, но и то, что мы есть. Другими словами, социальное положение затрагивает и наше бытие,
и наше поведение в обществе.
Для того чтобы объяснить этот принципиальный момент социологического подхода, мы
рассмотрим еще три области социологических исследований - теорию ролей, социологию знания
и теорию референтных групп.
Ролевая теория почти всецело является достижением американской мысли. Некоторые ее
плодотворные догадки восходят к работам Уильяма Джемса, а непосредственными
основоположниками были двое других американских мыслителей: Чарльз Кули» и Джордж
Герберт МИД». В нашу задачу не входит исторический экскурс в тот совершенно удивительный
эпизод интеллектуальной истории, но тем не менее мы систематически представим вклад
ролевой теории, для чего вновь обратимся к определению социальной ситуации Томаса.
Как читатель, очевидно, помнит, Томас понимал социальную ситуацию как реальность, в
которую ad hoe? верят те, кто в ней участвует, а точнее - те, кто ее определяет. С точки зрения
участвующего индивида, это означает, что любая ситуация, в которую он попадает, ставит его
перед лицом специфических ожиданий и требует от него соответствующих реакций на них. Как
мы уже видели, едва ли не каждая социальная ситуация осуществляет мощное давление с тем,
чтобы твердо обеспечить появление желаемых реакций. Общество может существовать
благодаря тому, что в большинстве случаев определения наиболее важных ситуаций, даваемые
разными людьми, по край ней мере приблизительно совпадают. Мотивы издателя и автора этих
строк могут значительно разниться, но определения ситуации производства данной книги у
обоих достаточно схожи, что и делает возможным их совместное предприятие. Точно так же
могут разниться интересы студентов в учебной аудитории, где часть присутствующих весьма
отдаленно связана с учебным процессом (скажем, один студент специально ходит изучать
предмет, а другой просто записывается на все курсы, посещаемые какой- нибудь рыжеволосой
девушкой, за которой он неотступно следует), но, как правило, их интересы могут
сосуществовать, не разрушая ситуацию. Другими словами, всегда есть определенный запас
времени, в течение которого может быть сформирована ответная реакция, отвечающая
ожиданиям, в результате чего ситуация может оставаться жизнеспособной в социологическом
смысле. Конечно, если определения ситуации расходятся слишком сильно, то неизбежным
результатом будет та или иная форма социального конфликта или дезорганизации, скажем, в
приведенных случаях это возможно, если некоторые студенты будут рассматривать учебную
аудиторию как место для вечеринки или если автор не будет издавать книгу, а использует свой
контракт с одним издателем как средство давления на другого.
Обычный индивид в разных ситуациях сталкивается с весьма различными ожиданиями, в
свою очередь, ситуации, продуцирующие эти ожидания, подразделяются на определенные
группы. Студент может посещать два курса у двух разных профессоров на двух разных
факультетах и столкнуться с различными вариантами ожиданий (скажем, формальным и
неформальным отношением между преподавателями и студентами). Тем не менее обе ситуации
будут иметь существенное сходство между собой и с ситуациями во всех других аудиториях,
занятия в которых он посещал раньше. Иначе говоря, прошлый опыт позволит ему в обоих
случаях, с незначительными изменениями, играть роль студента. Итак, роль можно определить
как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет
общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что
общество расписывает роли всем dramatis personal . Следовательно, актерам нужно только войти
в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо
идет, как запланировано.
Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации.
Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного
следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально
регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится
приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос,
Hosted by uCoz