Navigation bar
  Print document Start Previous page
 46 of 74 
Next page End  

46
Самоидентификацию мы получаем от общества, и она нуждается в социальной поддержке,
причем постоянной. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать
идентичностью без общества. Офицер может быть офицером только там, где другие соглашаются
воспринимать его таковым. Если его лишают признания, то обычно для разрушения «Я-
концепции» требуется не очень много времени.
Случаи радикального лишения признания со стороны общества могут многое поведать нам
о социальном характере идентификации. Например, если человек за одну ночь превращается из
свободного гражданина в осужденного, то его недавние представления о себе моментально
подвергаются массированной атаке.
Он может отчаянно держаться за свое недавнее прошлое, но если в его непосредственном
окружении не окажется никого, кто будет подтверждать его прежнюю самоидентификацию, то
он обнаружит, что поддерживать ее лишь в собственном воображении почти невозможно. Очень
скоро он обнаружит, что действует так, как полагается действовать осужденному, и чувствует все
то, что полагается чувствовать в подобной ситуации. Было бы ошибкой видеть в процессе утраты
самоидентификации просто один из случаев дезинтеграции личности. Правильнее рассматривать
этот феномен как ее реинтеграцию, не отличающуюся в своей социально-психологической
динамике от становления былой самоидентификации. Раньше все «значимые другие» относились
к нашему осужденному как к ответственному, достойному, деликатному человеку с тонким
вкусом. И как следствие, ему удава лось быть именно таким. Теперь стены тюрьмы отделяют его
от тех, чье признание помогало ему демонстрировать названные качества, и все вокруг
обращаются с ним как с безответственным человеком, который ведет себя по-свински,
преследует лишь собственные интересы и не в состоянии позаботиться о своей наружности без
постоянного принуждения и надзора. Новые ожидания типичны для роли осужденного, и она, в
свою очередь, им соответствует точно так же, как старые ожидания были интегрированы в
различные образцы поведения в прошлом. В обоих случаях идентичность соответствует
поведению, и поведение является ответом на специфическую социальную ситуацию.
Экстремальные случаи, когда с индивида срывают внешние атрибуты самоидентификации,
лишь более наглядно иллюстрируют процессы, которые происходят в обыденной жизни.
Повседневность опутывает нас плотной паутиной признаний и непризнаний. Мы работаем
лучше, когда ощущаем одобрение начальства. Нам кажется почти невозможным достичь
мастерства там, где (как мы уверены) люди считают нас неуклюжими. Мы становимся
остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная
репутация уже закрепилась за нами. Ум, юмор, мастерство, набожность и даже сексуальная
потенция с одинаковой готовностью отвечают ожиданиям окружающих нас людей. Теперь
становится понятным процесс, в ходе которого индивид выбирает круг общения таким образом,
чтобы последний поддерживал его представление о себе. Если выразить это в более сжатой
форме, то каждое действие социальной процедуры «приема в члены» влечет за собой выбор
самоидентификации, и наоборот, каждая самоидентификация нуждается в особой социальной
процедуре «приема» для выживания. Птицы одинакового оперения держатся одной стаи не по
эстетическим соображениям, а по необходимости. Интеллектуал становится слюнтяем, по пав
под призыв в армию. Студент-богослов стремительно теряет чувство юмора после посвящения в
сан. Рабочий, перекрывавший все нормы, обнаруживает, что он стал перевыполнять их еще
больше после представления к медали руководством предприятия. Молодой человек,
озабоченный своими мужскими способностями, становится неутомимым в постели, стоит лишь
ему найти девчонку, которая будет смотреть на него как на воплощение Дон-Жуана.
Соотнеся эти замечания с тем, что мы обсуждали в предыдущей главе, можно сказать, что
индивид находит себе место в обществе в рамках систем социального контроля, и каждая из этих
систем имеет собственный аппарат порождения самоидентификаций. В меру своих способностей
индивид старается манипулировать «правилами приема» (особено в кругу самых близких людей)
для укрепления тех самоидентификаций, которые давали ему удовлетворение в прошлом; он
женится на девушке, которая считает его умным; выберет друзей, которым нравится его
общество; займется делом, которое обеспечит ему репутацию перспективного малого. Конечно,
во многих случаях подобная манипуляция невозможна, и тогда приходится выжимать максимум
из того набора самоидентификаций, который имеется у человека.
Hosted by uCoz