Navigation bar
  Print document Start Previous page
 47 of 74 
Next page End  

47
Такой социологический взгляд на свойства идентичности позволяет нам глубже понять
значение человеческих предубеждений. В результате мы отчетливо видим, что предвзятое
отношение со стороны окружающих влияет не только на судьбу жертвы, но и на ее сознание, ибо
последнее формируется ожиданиями извне. Самое страшное, что может сделать с человеком
предвзятое отношение, - это заставить его самого стремиться соответствовать сложившимся
предвзятым мнениям. Еврей в антисемитском окружении должен отчаянно бороться за то, чтобы
не превратиться в ходячий стереотип, разделяемый антисемитами. Негр должен оказывать
сопротивление среде расистов. Важно отметить, что в этой борьбе только тогда есть шансы на
успех, когда индивид защищен от соблазна уступить программирующей его личность
предвзятости тем, что можно назвать контрпризнанием со стороны членов его собственного
сообщества. Тщетно приличное общество будет стараться видеть в нем обыкновенного «жида
пархатого» и соответственно обращаться с ним, если не признание его самоценности будет
уравновешиваться контрпризнанием внутри еврейского сообщества в качестве, скажем,
величайшего знатока Талмуда в Латвии.
Учитывая социально-психологическую динамику этой безжалостной игры признаний, не
следует удивляться тому, что проблема «еврейской идентичности» могла возникнуть только в
среде современных западных евреев, когда ассимиляция с приличным обществом стала
ослаблять власть еврейской общины в наделении своих членов альтернативными
идентификациями в пику идентификациям антисемитов. Когда индивида заставляют пристально
всматриваться в зеркало, специально сделанное так, что
на него оттуда смотрит злобное
чудовище, он должен немедленно приняться за поиски других людей с другими зеркалами, если,
конечно, он не забыл, что когда-то у него было другое лицо. Иначе
говоря, обладать
человеческим достоинством можно лишь с дозволения общества.
Такие же отношения между обществом и идентичностью можно наблюдать в тех случаях,
когда по какой-то причине индивид круто меняет самоидентификацию. Трансформация
идентичности, как и ее становление и подкрепление, - социальный процесс. Мы уже показывали,
что при любой новой интерпретации своего прошлого, любой «перемене»
«Я -концепции» для
осуществления метаморфозы необходимо присутствие группы «заговорщиков». То, что
антропологи называют обрядом перехода, включает в себя отречение от старой идентичности
(скажем, от детства) и инициацию в новую (взрослую) жизнь. Современные общества
практикуют более мягкие обряды перехода, как, например, институт помолвки, когда индивида
по общему сговору всех заинтересованных лиц бережно ведут к порогу, отделяющему
холостяцкую свободу от неволи брака. Не будь этого института, гораздо большее число людей в
последний момент впадало бы в панику ввиду грандиозности предстоящего шага.
Мы уже касались изменений самоидентификации при смене мировоззрения в таких высоко
структурированных ситуациях, как религиозное обучение или психоанализ. Пример последнего и
здесь
весьма уместен в качестве иллюстрации интенсивного социального процесса, в ходе
которого индивида принуждают отречься
от своего прошлого представления о себе и принять
новую идентификацию - ту, что предусмотрена для него в идеологии психоанализа. То, что
психоаналитик называет «трансфером», т.е. интенсивным социальным взаимодействием между
аналитиком и
анализируемым, есть по существу искусственное создание особой социальной
среды алхимических трансформаций - среды, в
которой индивид смог бы поверить в алхимию.
Чем дольше длится общение и чем оно интенсивнее, тем сильнее индивид проникается своей
новой идентичностью. «Излечение» наступает тогда, когда он превращается в свою новую
идентификацию. Дело
здесь, между прочим, не в том, чтобы отбросить язвительные насмешки
марксистов по поводу претензий психоаналитика на то, что его лечение более эффективно, если
пациент приходит чаще,
проходит более длительный курс лечения и платит больший гонорар.
Хотя в подобных утверждениях экономическая заинтересованность психоаналитика очевидна,
все-таки с социологической точки зрения их фактическая корректность вполне правдоподобна. В
психоанализе действительно происходит конструирование новой идентификации. Очевидно, что
приверженность
индивида своему новому образу будет возрастать тем более чем
интенсивнее,
дольше и мучительнее он будет отдавать себя этому рукотворному процессу. А его способность
весь бизнес признать надувательством может быть сведена к минимуму в результате вложения в
него нескольких лет жизни и тысяч долларов, заработанных тяжелым трудом.
Hosted by uCoz