Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 74 
Next page End  

52
и не планируемый заранее характер нормального функционирования общества. Всевозможные
теории заговоров чудовищно преувеличивает интеллектуальное предвидение заговорщиков.
Кроме того, идеологии могут функционировать и «латентно», употребляя термин
Р.Мертона в несколько ином контексте. Давайте еще раз вернемся для примера к американскому
Югу. Весьма интересен факт географического совпадения Черного пояса» с поясом Библии, т.е.
территория, где практикуется расовая система Юга в своей первозданной чистоте,
характеризуется самой высокой концентрацией ультраконсервативного, протестантского
фундаментализма. Это совпадение можно объяснить исторически, указав на обособленность
южного протестантизма от широкого течения религиозной мысли со времен великих расколов
церквей по поводу отношения к рабству еще до войны между Севером и Югом. Совпадение
можно интерпретировать как выражение двух различных аспектов интеллектуального
варварства. Не будем опровергать ни одно из этих объяснений, но осмелимся утверждать, что
социологическая интерпретация с точки зрения идеологической функциональности продвинет
нас дальше в понимании данного феномена.
Одержимый идеей греха протестантский фундаменталист вкладывает в понятие «грех» на
удивление ограниченное содержание. Ратующие за духовное возрождение проповедники,
громогласно клеймящие греховность мира, постоянно упоминают лишь не большое число
противоречащих морали проступков: прелюбодеяние, пьянство, посещение танцев, азартные
игры, богохульство.
Однако на деле первому из них придается такое большое значение, что на lingua francil»
протестантского морализма само понятие греха едва ли не полностью отождествляется с блудом.
Какие бы добавления ни делали фундаменталисты к своим спискам па губных деяний, все они,
по сути, имеют частный характер. Действительно, если проповедник от фундаментализма и
затрагивает общественно значимые проблемы, то обычно он говорит о персональной
коррумпированности конкретных официальных лиц. Должностные лица воруют, и это плохо.
Они еще прелюбодействуют, пьянствуют и играют в азартные игры, что, наверное, еще хуже.
Однако сведение христианской этики к сугубо частным проступкам имеет определенное
функциональное значение для общества, чьи основополагающие установления могут вызвать,
мягко говоря, сомнения при сопоставлении с известными положения ми Нового Завета и с
эгалитаризмом всей нации, которая считает себя вскормленной на принципах равенства. Таким
образом, частное понимание морали протестантским фундаментализмом кон центрирует
внимание на тех сегментах поведения, которые не относятся к поддержанию социальной
системы, и отвлекает от тех сфер, где этическое вмешательство может нарушить ее спокойную
работу. Протестантский фундаментализм выполняет идеологическую функцию поддержания
социальной системы американского Юга. Нет нужды доказывать, что он непосредственно
легитимирует систему, как и провозглашение сегрегации,
богом, данным естественным
порядком. Но даже при отсутствии такой «явной» легитимации рассматриваемые нами
религиозные верования «латентно» функционируют на благо системы.
Хотя анализ идеологий очень четко выявляет значение социального положения и значения
идей, он слишком узок для осознания всей важности социологии знания. Эта дисциплина не
ограничивается только теми идеями, которые служат чьим-то интересам и искажают реальность,
а, напротив, рассматривает все царство мысли как свою область исследований. Разумеется, их
целью является установление не истинности мыслей (что было бы манией величия), а того, как та
или иная мысль связана с общественными условиями, что не означает (как в марксистской
интерпретации), будто любую человеческую мысль нужно рас сматривать как прямое
«отражение» социальной структуры и что идеи совершенно неспособны влиять на ход событий.
Это значит, что каждая идея имеет свое определенное место в повседневной жизни тех, кто ее
обдумывает. И в таком смысле правильнее будет сказать, что социология знания есть
антиидеалистическая по своей направленности.
Любое общество можно рассматривать с точки зрения его социальной структуры и
социально-психологических механизмов, а кроме того, и с точки зрения картины мира, общей
для всех его членов. Картины мира варьируют от общества к обществу и даже от сегмента к
сегменту внутри одного общества. Именно в этом смысле говорят, что китаец «живет в
совершенно ином мире», нежели западный житель. Останавливаясь на данном примере,
французский синолог Марсель Гране, испытавший сильное влияние дюрктеймовской школы,
Hosted by uCoz