Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 74 
Next page End  

55
группы принесет с
собой и набор интеллектуальных символов, которые лучше выставлять
напоказ как знаки принадлежности к группе: выписывать периодические издания типа «National
Review» или «Dissent»
(как возможный вариант), «тащиться» от стихов Аллена Гинзберга» на
тусовке под крутой джаз, знать по именам президентов
наиболее престижных корпораций,
проявлять несказанное пре зрение к любому, кто обнаружит свое незнание метафизических
поэтов. Республиканизм голлуотерского толка, троцкизм, дзен или «новый критицизм» - все эти
царственные («августейшие») возможности приобрести новое мировоззрение могут подарить
субботние свидания или, наоборот, лишить их, испортить отношения с соседями по комнате и
заложить основу прочных альянсов с теми, кого прежде боялись как черт ладана. Потом еще
может обнаружиться, что одних девушек легче прельстить спортивной машиной «Ягуар», других
- Джоном Донном'». Естественно, только социолог со своим зловредным разумом может
почувствовать в выборе между линией «Ягуара» и линией «Донна» всего лишь влияние
стратегической необходимости.
Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв
их естественно несут с собой особые
когнитивные установки. Присоединяясь к определенной
группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он
должен «знать», что ранее заблуждался. Каждая группа смотрит на мир «с собственной
колокольни». К. каждой роли приколота своя мировоззренческая бирка. Выбор той или иной
группы означает согласие жить в особом мире. Если социология знания предлагает нам общий
взгляд на процесс конструирования социальной реальности, то теория референтной группы
показывает нам множество маленьких цехов, в каждом из которых своя бригада строителей
универсумов выковывает собственную модель космоса. Полагаем, что в основе этого процесса
лежит та же самая социально-психологическая динамика, которую мы видели при рассмотрении
ролевой теории, т.е. примитивная человеческая потребность быть принятым, принадлежать, жить
в одном мире с другими.
Некоторые эксперименты, проведенные социальными психологами с целью выяснения
влияния груповых мнений даже на
восприятие физических объектов, дают нам возможность
осознать непреодолимость этой потребности. Индивид, видя перед
собой предмет, скажем, в
тридцать дюймов длиной, находясь в
экспериментальной группе, постепенно меняет свою
исходную правильную оценку, если все члены группы настойчиво уверяют, что длина предмета
не более десяти дюймов. Следует ли удивляться, что групповые мнения по политическим,
этическим или
эстетическим вопросам оказывают гораздо большее воздействие,
поскольку
индивид, испытывающий их давление, лишен возможности прибегнуть к «измерительному
инструменту» в политике,
эстетике или этике. И если индивид даже попытается сделать
это, то
группа непременно будет отрицать, что его мерка - самая надежная. Измерение, которое в одной
группе считается надежным, в другой признается свидетельством невежества. Критерии того,
кого придать анафеме, а кого канонизировать, взаимозаменяемы. Богов выбирают, выбирая
партнеров по игре.
В этой главе мы с помощью некоторых направлений социологической мысли сложили
картины общества в человеке и чело века в обществе. Теперь стало очевидным, что образ
общества как гигантской тюрьмы нуждается в уточнении: группы заключенных сами озабочены
тем, чтобы тюремные стены оставались неповрежденными. Оказывается, наше заточение в
обществе подвержено влиянию, как со стороны нас самих, так и со стороны внешних сил. Более
адекватным было бы представление о социальной реальности как о театре марионеток с ширмой,
за которой скрыты струны, протянутые наверх от бодро снующих по сцене куколок,
репетирующих предписанные им маленькие роли в трагикомедии, которую предстоит поставить
в кукольном театре. Однако аналогия здесь далеко не полная. Кукла Пьеро лишена воли и
сознания, тогда как Пьеро, играющий свою роль «на подмостках» общества, больше всего хочет,
чтобы в сценарии ему была уготована определенная судьба, и у него есть целая философская
система, как испытать ее.
Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых в данной
главе явлений, - «интериоризация». В процессе социализации ребенок интериоризует социальный
мир. Тот же самый процесс, хотя, наверное, менее интенсивный по качеству, происходит каждый
раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую
социальную группу. Таким образом, общество находится не толь ко «вне», но и «внутри» нас -
Hosted by uCoz