Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 74 
Next page End  

60
выступлениям против сегрегации тоже предшествовали длительные процессы, в ходе которых
старые дефиниции социальных ролей негров разрушились в их собственных головах и
дискредитировались в глазах всей нации (в чем, кстати говоря, не последнюю роль сыграли
ученые, в том числе южане). Иными словами, задолго до того, как насилие привносится в
социальные системы, неуважение и презрение масс лишают их идеологической поддержки.
Непризнание и переформулирование социальных норм всегда чреваты революцией.
Можно привести примеры и более обыденных ситуаций, в которых имеют место
трансформация или отказ принимать прежние дефиниции. Обратимся к не очень научным трудам
английского юмориста Стивена Поттера, представляющим собой пре красный учебник тонкого
искусства социального саботажа. То, что Поттер называет «ploy», есть не что иное, как техника
определять ситуацию вопреки общим ожиданиям, причем делается это с тем, чтобы застигнуть
остальных участников врасплох и лишить их возможности дать должный и своевременный
отпор.
Пациент заранее договаривается о телефонных звонках и превращает приемную своего
лечащего врача в деловой офис; прибывший в Англию американский турист просвещает
гостеприимного
англичанина относительно достопримечательностей британской
столицы; не
посещающий церковь гость дома упорно добивается
невыполнения заведенного хозяевами
распорядка ходить на воскресную службу, намекая на свои тайные религиозно-эзотерические
предпочтения, которые, по-видимому, не позволяют ему присоединиться к остальным, - все это
можно назвать успешным микросоциологическим саботажем. Конечно, он ничтожен
по
сравнению с прометеевскими bouleversements Великой французской революции, однако не менее
явно демонстрирует врожденную зыбкость фабрики социального воспроизводства. Если
читателю позволят его моральные предрассудки, то он без труда сам сможет убедиться в
надежности поттеровской техники социологического разрушения (которую можно было бы
назвать, с должными извинениями перед Мздисон Авеню, конструированием несогласия).
Попробуйте разыграть убежденного трезвенника на какой-нибудь вечеринке с коктейлями в
Нью-Йорке, или посвященного в какой-то мистический культ на пикнике членов методистской
церкви, или психоаналитика на завтраке бизнесменов, и вы очень скоро убедитесь, что введение
любого драматического персонажа, который не подходит для конкретной пьесы, представляет
серьезную угрозу для других актеров. Подобные эксперименты способны привести к
неожиданному и полному изменению нашего видения общества: от вселяющей ужас панорамы
здания массивного гранита до картинки игрушечного домика из папье-маше. Такая метаморфоза
может обескуражить тех, кто безгранично верил в незыблемость и справедливость общества, но
может дать облегчение тем, кто уподоблял общество гиганту, причем далеко не всегда
дружественному. Например, приятно узнать, что гигант страдает нервным тиком.
Если кто-то не может преобразовать общество или, наоборот, скрыто противодействовать
ему, то он может мысленно отстраниться от него. Прием отстранения как один из методов
сопротивления социальному контролю появился по меньшей мере во времена Лао-Цзы» и был
развит стоиками в теорию противления. Личность, которая уходит с подмостков общества в
религиозную, интеллектуальную или художественную сферы, неизбежно уносит с собой в
добровольное изгнание язык, самоидентификацию и багаж знаний, полученные ранее из рук
общества. Однако можно, хотя и ценой значительных психологических затрат, построить
крепость для своего разума, пребывание в которой изо дня в день позволит почти не обращать
внимания на ожидания со стороны общества. Как только кому-то удается построить такую
башню, интеллектуальная конструкция этого сооружения все больше и больше начинает
формироваться самим индивидом, а не идеологией окружающей его социальной среды и
социальной системы. Если же кто-то присоединяется к этому предприятию, то появляется шанс
создать в самом прямом смысле слова анти-общество, а его взаимоотношения с другим,
«легитимным», обществом можно свести до дипломатического минимума. В таком случае,
кстати говоря, значительно облегчается и психологическое бремя отстранения.
Антиобщества, сконструированные на основе девиантных или
отстраненных дефиниций,
существуют в форме сект, культов, «своего круга» и других групп, которые социологи называют
субкультурами. Для того чтобы подчеркнуть нормативную и когнитивную обособленность
подобных групп, больше подошел бы тер мин «подпольный мир». Перефразируя слова Карла
Майора, которые он использовал для выразительной характеристики социального смысла
Hosted by uCoz