Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 74 
Next page End  

62
специалистов из разных областей, считавших его своим коллегой. Он с успехом надевал личины
таких уважаемых социальных самоидентификаций, как профессор колледжа, офицер, пенолог и
даже
хирург. Наблюдая за тем, как мошенник попеременно надевает на себя маски различных
персонажей респектабельного общества, у нас неизбежно возникает неприятное подозрение, что
те, кто «легитимно» играет эти роли, могли добиться своего статуса с помощью процедур, не
слишком отличающихся от тех, которыми пользуется он. И если мы знаем примеры того, как
любители трескучих фраз с успехом продвигаются по служебной лестнице, то можем
приблизиться к опасному выводу, что общество исходно основывается на мошенничестве. В той
или иной степени все мы обманщики. Невежда кичится эрудицией, плут - честностью, скептик -
глубокой верой, и ни один нормальный университет не обходится без обманов первого рода, ни
одно деловое предприятие без трюков второго, и ни одна церковь - без третьего.
Здесь нам пригодится еще одно разработанное Гофманом понятие
-
«ролевая дистанция».
Им он обозначает случаи, когда роль играется притворно, неискренне и с определенным
умыслом. Любая ситуация жесткого принуждения порождает подобные явления. Чиновник
колониальной администрации из «местных», следуя ожиданиям, начинает карьеру мелкой
сошкой и доигрывается до роли pukka sahib, не переставая мечтать о том дне, когда всем белым
перережут глотки. Слуга-негр играет роль презренного клоуна, а новобранец - рвущегося в бой
вояки, но в сознании обоих скрыты диаметрально противоположные мифы, в рамках которых их
реальные социальные роли отвергаются полностью. Такое раздвоение - единственный способ для
человека сохранить уважение к себе в подобных ситуациях. Но понятие «ролевой дистанции»
можно трактовать значительно шире, применительно ко всем ситуациям, когда роль намеренно
играют, не принимая ее внутренне, иными словами, когда актер устанавливает внутреннюю
дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью. Такие ситуации имеют
первостепенную важность для социологической картины мира как отступающие от нормы. Мы
уже отмечали, что подобные роли поначалу играются без раз мышлений - просто как мгновенная
и чуть ли не автоматическая реакция на ожидания участников ситуации, но потом туман
неосознаваемого неожиданно рассеивается. Зачастую это не оказывает заметного влияния на ход
событий, однако здесь мы имеем дело с качественно иной формой существования в обществе.
Появление «ролевой дистанции» отмечает ту точку, в которой
клоун-марионетка
становится паяцем, а кукольный театр превращается в живую сцену. Разумеется, и здесь есть
свой сценарий, свои декорации и репертуар, в котором человеку предназначено сыграть
определенную роль. Однако теперь он играет ее с
полным осознанием. Как только подобная
перемена происходит, так появляется опасность того, что паяц наденет маску трагического героя,
а Гамлет станет крутить кульбиты и распевать похабные частушки. Повторим еще раз: все
революции начинаются с изменений в сознании.
В связи с этим пригодится еще одно полезное понятие -
«экс таз», под которым мы
подразумеваем не какое-нибудь необычное мистическое возвышение сознания, а скорее акт
отстранения или резкого выхода за пределы (буквально extasis) воспринимаемой как данность
рутины общества. Обсуждая в гл. 3 «переключения», мы уже затрагивали одну очень важную
разновидность «экс таза», а именно ту, которая сопровождает стремительный переход индивида
из одного социального мира в другой. Однако установить дистанцию и отстраниться от
окружающего тебя мира можно и без такой перемены. Как только актер начинает играть роль без
внутреннего согласия, демонстративно или тайно, он оказывается в экстатическом состоянии по
отношению к тому миру, который он не так давно воспринимал как данность. На то, в чем другие
видят судьбу, он смотрит как на набор факторов, с которыми необходимо считаться; то, что
другие принимают за личностную сущность, он несет как маску. Иными словами, «экс таз»
приводит к такой трансформации осознания общества, при которой данность становится
возможностью. Ясно, что обретение сознанием этого состояния рано или поздно значимо
проявится и на уровне действия. С официальной точки зрения стражей порядка, иметь слишком
много людей, ведущих социальную игру отстраненно, опасно.
Если принять «ролевую дистанцию» и «экстаз» в качестве возможных элементов
социального существования, то возникает интересный, с точки зрения социологии знания,
вопрос: существуют ли социальные ситуации или группы, которые особо способствуют
появлению такого сознания? Карл Мангейм, который весьма определенно высказывался в пользу
развития такого со знания по этическим и политическим соображениям (его позиция кому-то
Hosted by uCoz