Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 74 
Next page End  

71
некоторые идеи относительно того, как эту систему можно было бы изменить. В случае с гомо
сексуализмом социологи предпочли оставить объяснение его как феномена психологам или
психиатрам. Однако они собрали данные о его распространенности и социальной организации,
развенчав таким образом сформулированное моралистами определение гомосексуализма как
порока ничтожной кучки дегенератов, поставив серьезные знаки вопроса над юридическими
положениями, касающимися данного феномена. Сходным образом социологам удалось
убедительно показать, что наказание смертью не действует как средство предостережения от
совершения преступлений и что отмена смертной казни не приведет к тем страшным
последствиям, которые предсказывают сторонники ее сохранения.
Несомненно, итоги социологических исследований в значительной степени повлияли на
выработку более разумных подходов к данным проблемам в социальной политике, и уже одних
только этих прямых результатов было бы достаточно для оправдания притязаний социологов на
моральную значимость их деятельности. Однако мы осмелимся утверждать, что в каждом из трех
указанных случаев социология внесла гораздо более глубокий вклад в гуманизацию общества в
целом и что ее гуманизирующее влияние берет свои истоки непосредственно из обсуждавшегося
ранее парадоксального понимания социальной реальности.
Социология показывает, что человек является тем, чем сделало его общество, и еще тем,
чем он робко и неуверенно, а порой страстно пытается быть, ориентируясь на свой собственный
выбор. Социология раскрывает бесконечную зыбкость всех идентификаций, предписываемых
обществом, и, таким образом, является чуждой по своей природе полному отождествлению
человека с той идентификацией, которую выработало по отношению к
нему общество. Иными
словами, социолог должен очень хорошо знать, как тот или иной конкретный акт приведет в
действие механику управления сценой. Ему следует знать все искусство акробатики, к которой
каждый раз прибегают актеры, чтобы влезть в одежды, соответствующие их ролям, потому-то и
очень трудно ему признать за этим маскарадом какой-либо онтологический статус. Социолог
должен очень осторожно подходить к любым наборам категорий, с помощью которых
обозначаются люди: «негры», «белые», «кавказцы», «евреи», «американцы», «жители Запада».
Так или иначе, с большей или меньшей долей злого умысла все подобные названия становятся
частью «дурной веры», как только им начинают приписывать онтологический смысл.
Социология заставляет нас понять, что «негр»
- это маска, которой именно общество придает
определенное значение, что общество старается наделить данное значение определенным
смыслом, а, кроме того, что этот смысл произволен, неполон, непостоянен и, что еще более
важно, обратим.
Отнестись к человеческому существу исключительно как к «негру» - значит совершить акт
«дурной веры» независимо от того, будет это отношение расистским или антирасистским.
Следует подчеркнуть, что либералы не реже своих политических оппонентов ловятся на
принятые в обществе фикции. Отличие заключается лишь в том, что они дают этим фикциям
противоположную оценку. Не случайно те, кому приписывается негативная идентификация,
часто склонны воспринимать изобретенные их притеснителями идентификации с обратным
знаком, скажем, поменяв минус на плюс. Ощущение стыда за негритянское происхождение
превращается в «расовую гордость», и, таким образом, противодействие приводит к появлению
«черного расизма», который является не более чем отражением «белого расизма».
Социологический подход прежде всего покажет, что само понятие «раса» - не более чем фикция,
и, возможно, поможет прояснить, что реальной проблемой является проблема быть человеком.
Социолог не будет отрицать, что противодействие может стать функцией организации
сопротивления притеснению и, подобно другим мифам, иметь политическую значимость. В
любом случае все такого рода противодействия уходят своими корнями в «дурную веру», за
разлагающее воздействие которой приходится платить: к своему несчастью обретшие «расовую
гордость» обнаружат, что их обретение на самом деле не стоит и ломаного гроша.
Социология способствует выработке такой жизненной позиции, придерживаясь которой
едва ли можно примириться с расовыми предрассудками. К. сожалению, это не значит, что они
будут исключены вовсе. Но социолог, который сам разделяет подобные предрассудки, принимает
в силу этого двойную дозу «дурной веры»: одну - дозу общей «дурной веры», исповедуемой все
ми расистами, другую - дозу особой «дурной веры», с помощью которой он отделяет свое
социологическое сознание от своего бытия в обществе. Социолог, который не отделяет свой
Hosted by uCoz