Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 74 
Next page End  

74
Социологическое понимание ведет к существенной утрате
иллюзий. Человек, лишенный
иллюзий, мало привлекателен как для консервативных сил, так и для революционных движений:
точки зрения первых, ему недостает необходимой доверчивости к существующим идеологиям, с
точки зрения вторых, он может слишком скептически относиться к утопическим мифам, которые
неизменно питают революционеров. Подобная невостребованность в штатном расписании
настоящего и будущего режимов, однако, не обязательно поставит человека, лишенного
иллюзий, в позицию отчужденного циника. Хотя, конечно же, может случиться и так. Именно
такую позицию мы обнаруживаем у некоторых молодых американских социологов, склонных
ставить радикальный диагноз обществу. Они не находят в себе сил занять радикальную
политическую позицию, поэтому им не остается ничего другого, как примкнуть к своего рода
мазохистскому культу разоблачителей, убеждающих друг друга в том, что все обстоит хуже
некуда. Мы утверждаем, что сама по себе эта циничная позиция наивна и часто основывается
скорее на отсутствии исторической перспективы, чем на чем-либо еще. Циничное отношение к
обществу - не единственная возможность выбора между легковерным примирением с вечностью
нынешнего социального зона и столь же легковерным взглядом на социальный зон будущего.
Мы считаем, что, опираясь на социологический подход, можно сделать другой выбор,
который позволит сочетать сострадание, ограниченное участие и ощущение комичности
карнавала человеческого общества. Он поможет прийти к взгляду на общество, базирующемуся
на восприятии последнего как по сути своей комедии, в которой люди щеголяют своими
цветастыми одеяния ми, меняют шляпы и титулы, бьют друг друга палками - и теми, что они
действительно держат в руках, и теми, в чью реальность они могут заставить поверить своих
собратьев-актеров. Столь комическое видение позволяет учитывать тот факт, что
несуществующие палки могут по-настоящему пролить кровь, но оно не позволит по ошибке
принять потемкинские деревни за Град Божий. Взгляд на общество как на комедию может
помочь без колебаний прибегнуть к хитрости, особенно если таким способом можно хоть
немного облегчить страдание одних и сделать чуточку светлее жизнь других. Можно отказаться
принимать всерьез правила игры, за исключением тех случаев, когда и поскольку эти правила
реально защищают людей и подпитываются реальными человеческими ценностями.
Социологический макиавеллизм, таким образом, прямо противостоит циничному,
беспринципному приспособленчеству. Это тот путь, следуя которому, свобода может
реализовать себя в социальном действии.
Hosted by uCoz