Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 164 
Next page End  

явлений во всех сторонах жизни, в частности, в области школьных взаимоотношений между учащимися,
отношений к учителю, его авторитету, достаточно ясно. Нельзя не упомянуть также о важном во
взаимодействии людей отношении
руководства и исполнения или подчинения. В последнем случае
формальное положение людей и их реальное отношение друг к другу могут не совпадать. Нередки
случаи «командного положения» среди формально равных. Система требований в сочетании со знанием
действительности, особенно общественной, формирует убеждения человека, которые никак нельзя
представить себе в плане функционально-аналитической психологии и которые не только являются
представлением о том, какова фактически существующая действительность, но и выражают
представление о том, какой она должна быть. В соответствии с убеждениями формируются
эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся
убеждений в жизни. Этим психологически мало разработанным вопросам посвящен ряд работ нашего
сотрудника А. А. Бодалева (1955, 1956), показывающих процесс формирования отношений учащегося к
школе; к коллективу учащихся, к предъявленным ему требованиям и своим обязанностям как школьника,
к отдельным учебным предметам.
В этих условиях формируется у школьника система требований к взаимоотношениям людей, к
отношению к труду, к себе, к своим обязанностям. Первостепенную роль в этом процессе играет
школьный коллектив. Новые отношения, в частности, новые требования, возникают на основе
предыдущих. Такие качества ученика, как инициатива, усидчивость, настойчивость (или, наоборот,
пассивность, нетерпеливость, бездеятельность), имеют одним из своих источников ответственное и
требовательное отношение к труду, формируются в процессе непрерывного упражнения в выполнении
тех требований, которые предъявляются ученику (педагогами), и тех, которые он предъявляет себе сам.
Они относятся столько же к его поведению и деятельности, сколько к его отношению: например,
отношению к труду, уважению педагогов, вниманию к людям, внимательному отношению к своим
обязанностям и т.п.
Психические процессы и отношения
Потенциальный план личности и отношений не исключает процессуального или
функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, неразрывно с ним связан и ставит вопрос о
связи отношений и психических функций, или психических процессов, о чем мы уже писали в свое
время. В ряде работ советских психологов уже были показаны особенности процессов восприятия,
памяти, внимания, мышления, фантазии и воли в зависимости от отношения к объективному
содержанию этих процессов. Общеизвестна зависимость памяти от интереса или эмоционального
отношения (см.: А. А. Смирнов, 1948 и др.). Исследования восприятия, проведенные у нас, показывают
многообразие и прочность его при активно-положительном отношении, бедность и непрочность
восприятия при безразличном отношении к его содержанию. Отрицательное отношение к содержанию
восприятия характеризуется средними (между положительным и безразличным отношением по
количеству и качеству) результатами воспроизведения.
Большая положительная или отрицательная активность, характеризующая отношения, тесно
связана с эмоциональностью реакций, в изучении которых, как указывалось, недостаточно расчленен
внутренне единый, но все же троякий план характеристики эмоциональности человека: а)
эмоциональных реакций, б) эмоциональных состояний и в) эмоциональных отношений.
Существенным является вопрос о том, что представляют в психологическом плане процессы
саморегуляции высшей нервной деятельности. Известно, что воля и внимание являются процессами,
регулирующими и направляющими нашу деятельность. А. С. Егоров (1956), изучая вопрос о развитии
волевых качеств, показал, что выявление и формирование их на уровне физической культуры тесно
связаны с характером отношения к тому или иному разделу физкультуры. Существует прямая связь
между уровнем успешности, избирательной волевой активностью и особенностями отношения ученика
к физкультурной задаче. Разделяя учащихся на четыре группы по успешности, автор показывает, что эти
группы, характеризуясь различной степенью активно-положительного отношения, отличаются по
уровню понимания значения физкультуры, по степени включения спортивной деятельности в систему
лично значимого и по уровню активности усилий на уроках физкультуры. Автор
показывает, как при
Hosted by uCoz