Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 164 
Next page End  

метода общей психологии, но применительно к задачам характерологии отличаются своеобразием,
особой ролью отдельных приемов.
Задачей дифференцирующего психологического исследования является представление
характеристики личности в ее особенностях, в ее своеобразии и в развитии. Разрешить эту задачу, как
уже говорилось, значит показать основные черты личности, установить их связь в единстве личности,
понять и объяснить их
происхождение и сделать выводы о системе индивидуального воздействия на
личность.
При осуществлении этой задачи встречаются серьезные трудности, связанные с тем, что
современное развитие науки еще далеко отстает от тех требований, которые к ней должны быть
предъявлены.
Практически составлять характеристики особенностей человека должен уметь всякий педагог,
психотерапевт, организатор производства, тогда как теоретическая и методическая работа над этим
вопросом должна осуществляться психологом, причем воспитатели-практики должны работать в
максимально тесном содружестве с теоретиками. При этом сам характеризуемый объект может
принимать и может не принимать участия в данной работе. Например, изучение особенностей
характера маленького ребенка осуществляется почти без его участия. То же самое в известной мере
относится к душевнобольным или близким к ним вариантам, характерологическое исследование
которых имеет большое значение, например, при психопатиях и психоневрозах.
Но в изучении взрослого и здорового человека этот человек сам должен принять активное
участие. Крайне важно иметь автохарактеристику исследуемого и соотнести ее с данными объективного
наблюдения или объективного исследования, которое ведет специалист-психолог или практик.
Методические варианты исследования различны в связи с объектом и задачами
дифференцирующего психологического исследования.
Так, прежде всего, необходимость составления характеристики возникает у педагога,
занимающегося воспитанием и изучением человека, начиная с раннего возраста и до относительной его
зрелости. Совершенно ясно также, что руководители, администраторы и организаторы должны изучать
и знать свои кадры, поэтому у них тоже встает задача составления характеристики, независимо от ее
технического оформления, т.е. задача систематизации получаемых в практике знаний каждого из
руководимых ими работников.
Если страдающий душевной болезнью, психопатией, неврозом попадает в систему врачебного
воздействия, в систему так называемой психотерапии, то врачу, чтобы добиться лучших результатов
лечения, необходимо понять особенности личности до болезни, объяснить их происхождение и
объяснить патогенез страдания, учитывая опять-таки особенности исследуемого и иметь в виду при
выборе приемов психотерапии. Очевидно, что во всех этих случаях содержание материала и даже
способ фиксации материала различны. Общей задачей, объединяющей различные методические разделы
работы, является, прежде всего, определение особенностей личности в связи с историей развития в
прошлом, в связи с условиями того периода, когда она стала предметом изучения, или в связи с
актуальной ситуацией. Эта актуальная ситуация в основном определяется взаимоотношением личности
с другими людьми, поэтому центральным звеном в характеристике ситуации как в настоящем, так и во
всей истории развития личности являются люди, коллектив.
Для хода и способа исследования важны цели, которые ставит себе это исследование, цели,
связанные с педагогическими задачами, психотерапевтическим или с производственным руководством.
При этом, как уже говорилось выше, изучаемый как объект исследования выступает как субъект
деятельности, и только при этом условии особенности его характера могут быть правильно поняты, а
его поступки правильно объяснены.
Основную и первоначальную задачу конкретного исследования составляет собирание материала,
характеризующего особенности поведения, деятельности и переживаний личности в данных условиях
жизни. О приемах сбора материала будет сказано ниже.
Второй задачей является изучение индивидуальной истории развития, иначе — генетическое
исследование личности посредством биографического метода, который в специальной литературе
называется психографическим или психобиографическим методом исследования. Этим методом
изучается процесс развития личности и формирования тех ее особенностей, которые больше всего
Hosted by uCoz