Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 164 
Next page End  

интересуют исследователя. Подобное исследование представляет огромные трудности, потому что
человек формируется в течение всей его жизни и освещение всей его истории и всех существенных
условий жизни, его сформировавших, является трудно осуществимой задачей.
Правильное решение этой задачи заключается в том, чтобы полно осветить историю развития
личности не столько в смысле деталей, сколько в том, чтобы найти основные моменты условий и
влияния прошлого, которые формировали особенности личности.
Следующий методический принцип основывается на положении о том, что сущность всякого
изучения любого предмета, в том числе и человека, состоит в овладении способом управления этим
предметом и процессом его формирования. Психолого-педагогический принцип исследования
заключается в изучении особенностей личности как «объекта» обучения, воспитания, как субъекта,
изменяющегося под влиянием организуемых в педагогическом процессе условий и воздействий.
В методику изучения личности входит и сравнительно-типологический принцип, который
заключается в том, что данная личность изучается в сравнении с другими. Наиболее удобными для
такого исследования являются условия школьного коллектива, клиники или организованного и
устойчивого производственного коллектива, где при относительной общности основных условий
деятельности человека явственно выступают их различия в реакциях на одни и те же воздействия и
требования, в способах осуществления этих требований, проявляются разные требования к себе и к
другим.
Наконец, так как объективная действительность формирует личность и организм, иными словами
— организованную материю как носительницу субъекта, то возникает необходимость установления
связи между психическими и соматическими особенностями человека, т.е. психофизиологического
исследования, при котором особенности психики или высшей нервной деятельности связываются с
особенностями всей жизнедеятельности, включая вегетативные реакции, соматическое состояние, в
частности, биохимическую характеристику человека, состояние ее внутренних органов и эндокринной
системы. Эта последняя сторона при учете единства психики и организма и теоретически, и
практически очень важна, однако не только в педагогических, но и медицинских учреждениях этому
вопросу не уделяют должного внимания.
Указанные методические принципы реализуются с помощью некоторых приемов,
представляющих собой техническую сторону методов исследования.
Основным, как и всюду, методом исследования является наблюдение. Оно осуществляется в
школе, в клинике, на производстве, т.е. в соответствующих естественных условиях основной
деятельности человека. Методическая организация этого исследования, однако, требует выполнения
известных правил (см.: М. Я. Басов, 1928). В основном эти правила заключаются в следующем. Реакции
наблюдаемого субъекта должны быть зарегистрированы возможно полно и возможно правильно. Уже
говорилась о том, что изучать все условия формирования личности обычно не удается, что нужно
связывать поведение с определенными условиями. Точно так же регистрация поведения и реакций
связана с трудностями, заключающимися в многообразии и обилии проявлений. Как одно из средств
преодоления этих трудностей можно рекомендовать кинематографическую съемку и фонографическую
запись реакций. Однако эти приемы, обладая некоторыми техническими преимуществами, не всегда
удобны, так как киносъемка и фонозапись фиксируют множество лишних деталей и подробностей,
загружающих исследователя и затрудняющих анализ. Обилие материала, получаемого при механической
фиксации, нарушает важнейшее требование метода наблюдения, которое нужно правильно совмещать с
требованием полноты и объективности — требование избирательности, т.е. фиксации только
существенного с точки зрения задачи исследования. Конечно, никакой аппарат этого сделать не может.
Для этого требуется человек, при этом вооруженный знаниями.
Собираемый материал нужно регистрировать, руководствуясь задачами наблюдения. При
целенаправленном наблюдении из всего многообразия проявлений личности выбираются только те,
которые помогают разрешению поставленной задачи или вопроса.
Так, если нас интересует эмоциональная возбудимость ребенка или больного, то мы должны
сосредоточить наблюдение на обстановке и поводах возбудимости, ее интенсивности и на характере
реакций, которые могут отражать эмоциональность (например, реакции на препятствие, реакция на
поощрение или взыскание).
Hosted by uCoz