Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 164 
Next page End  

одного и как у другого; различные характеры этого выражения создают у нас впечатление среднего,
чрезмерного или ослабленного типа реагирования. Это обобщенное впечатление и ложится в основу
нашего заключения о степени возбудимости.
Выраженность свойства определяется: а) интенсивностью его проявлений; б) возбудимостью в
проявлении его; в) диапазоном возбудимости в смысле круга воздействий, его вызывающих; г) частотой
проявлений; д) ее проявлениями вопреки окружающим условиям, иначе говоря, неподатливостью,
торможению извне; е) ее влиянием на другие проявления деятельности, в частности, ее
доминированием; ж) длительностью и последовательностью проявлений. Все эти особенности, не
обеспечивая точного измерения, дают достаточное основание для суждения об относительной
выраженности данного свойства в смысле его места в динамике свойств личности.
Собранный материал подвергается анализу, анализ выявляет качества характера личности, и
условия, и обстоятельства, при которых эти качества появляются. Наконец, на основе анализа
определяются доминирующие свойства характера изучаемой личности. Эти доминирующие черты
характеризуются рядом признаков, на основании которых и можно сказать, что данная черта является
наиболее выраженной, что она господствует у данного лица и определяет другие качества.
Признаками степени развития свойств являются следующие: степень возбудимости,
характеризуемая частотой и интенсивностью проявления, соотношением между силой реакции и
условиями, возбуждающими ее и тормозящими.
По этому поводу можно сделать несколько пояснительных замечаний. Если человека охватывает
гнев, то он может проявляться в условиях, которые не тормозят этого проявления. Так, например, у
сдержанного в условиях служебной обстановки человека дома бывают бурные вспышки гнева по самым
незначительным поводам.
Как правильно оценить степень его возбудимости? Если мы не учтем особенностей его
поведения на производстве, в связи с отношениями к членам производственного коллектива, а
ограничимся только данными наблюдениями дома, то должны будем прийти к выводу о том, что он
чрезвычайно возбудим. Но если мы пронаблюдаем его только на производстве, то скажем, что это
человек спокойный и сдержанный. Лишь при сопоставлении данных наблюдения и дома, и на работе
можно сделать верный вывод о том, что дома исследуемый не желает сдерживаться, хотя и может, а на
работе он должен и может сдерживаться. Условием, определяющим сдержанное или несдержанное
поведение, оказывается именно отношение к требованиям окружающей обстановки. Если на работе он
должен подчиняться этим требованиям, то дома, ничем не сдерживаемый, он имитирует картину
повышенной возбудимости, которая в быту справедливо называется распущенностью.
Отсюда нужно сделать вывод, что наблюдение различных проявлений черт характера,
связываемое с условиями, в которых они возникают, влечет за собой необходимость изучения одних и
тех же свойств в разных условиях. Свойства могут обнаруживаться при наличии условий, не только
возбуждающих его проявление, но и тормозящих его.
Интенсивность или сила проявления эмоции, возникающей и проявляющейся вопреки
тормозящим условиям, является мерилом степени эмоциональности. Так, например, если исследуемый
вступает в конфликт со строгим и требовательным педагогом или допускает при этом несдержанность в
поведении, дерзость, может быть, даже грубость, то это свидетельствует, конечно, о значительной его
возбудимости, потому что он действует явно в ущерб собственным интересам.
Таким образом, проявление качества вопреки тормозящим условиям является наиболее
достоверным показателем степени его развития.
Это можно подтвердить и другим примером. Если при изучении интереса у детей, наблюдая
наряду с другими деятельность одного из учащихся, мы замечаем, что в то время, как большинство ребят
затеяло живую коллективную игру, этот ученик читает, вопреки, может быть, приглашениям товарищей
и вопреки тому, что довольно шумная обстановка окружения оказывается существенным препятствием
для его чтения, то это свидетельствует о высокой степени развития его интереса к чтению.
Основным признаком развития того или иного качества является доминирующая роль этого
качества. Например, в военной обстановке многим военнослужащим приходится испытывать конфликт
между чувством страха и сознанием долга. Совершенно ясно, что сознание долга, побеждающее чувство
страха, является доминирующим. Но возникает вопрос о том, насколько страшной или даже ужасной
Hosted by uCoz