Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 164 
Next page End  

является та обстановка, в которой военнослужащему приходится выполнять свой долг. Примеры
героизма участников Великой Отечественной войны показывают, как военнослужащие, несмотря на
тяжелые условия, потрясающие впечатления, угрожающую обстановку, вопреки явной опасности для
жизни, которая, несомненно, мобилизовала самозащитную реакцию в форме страха, твердо и неуклонно
выполняли свой долг.
Совершенно ясно, что моральная характеристика этих людей не оставляет никаких сомнений, у
них явно доминирует сознание долга.
Можно привести другой пример доминирующего интереса. Если у человека имеется
ограниченная сумма денег, то в зависимости от того, как он ее расходует, можно судить о степени
развития интереса. Например, одни отказывают себе в пище для того, чтобы пойти на концерт, другие
— чтобы купить интересную книгу, третьи — чтобы приобрести что-нибудь из одежды, четвертые не в
силах отказать себе в удовлетворении пищевой потребности. Очевидно, что распределение бюджета
тоже может быть показателем доминирующей склонности.
Точно так же и бюджет времени является убедительным объективным показателем
доминирующих интересов, во всяком случае, в нерегламентированной его части.
Наблюдение фиксируется наблюдателем. Вопрос о том, как фиксировать наблюдение,
представляет также существенную значимость. Современная техника позволяет записывать речь,
движения, кинематографировать исследуемого незаметно для него. С технической стороны это наиболее
желательная вещь. Наблюдаемый должен чувствовать себя абсолютно естественно и не знать, что он
является объектом эксперимента или наблюдения. Но, как уже указывалось выше, высокая техника не
всегда оказывается пригодной для тех целей, которые преследует дифференциально-психологическая и
характерологическая практика.
Наиболее существенным примером собирания материала является метод повторных, хотя бы
кратковременных и отрывочных наблюдений. Благодаря тому, что наблюдения ведут без ведома
исследуемого, накапливаясь изо дня в день, из месяца в месяц, этот метод помогает воспроизвести
картину поведения, позволяющую сопоставить особенности поведения в разных условиях,
позволяющую выявить устойчивость поведения в одинаковых условиях, выявить характер отношения
исследуемого к разным лицам и к разным видам деятельности.
Этот метод носит название метода дневников. В организованных учреждениях педагогического
характера он ведется в форме записей наблюдений педагога за детьми, в лечебных учреждениях
психиатрического типа в виде истории болезни. История болезни, конечно, чрезвычайно неполно
выявляет личность, потому что обстановка больницы ограничивает эти проявления, но педагогические
дневники, фиксирующие поведение в разнообразных условиях, в учреждении и вне учреждения,
представляют большой и ценный материал для дифференциально-психологического анализа.
Дневник представляет собой фиксацию отрывочных данных о поведении исследуемого, которые
часто даже не наблюдаются самим исследователем, а заносятся в журнал или в дневник на основании
показаний окружающих.
Противоположностью методу дневника является так называемое сплошное, по терминологии
Лазурского, наблюдение. Мы предпочитаем называть его детальной записью. Однако, как бы ни
называть этот метод, исследователь должен возможно полно и содержательно, как уже говорилось
выше, записать существенные особенности поведения испытуемого в связи с обстановкой, в связи с
характером его деятельности, в связи с его отношением к условиям и к деятельности.
Такова, в основном, техника метода наблюдения.
Другим источником получения материалов является эксперимент. Применение эксперимента в
психологическом исследовании в настоящее время является не вполне методически разрешенной
проблемой. Дело в том, что старый лабораторный аппаратурный эксперимент подвергнут справедливой
критике. Живые формы экспериментально-психологического исследования, освободившись от черт
абстрактного, приобретали характер «естественного эксперимента». Поэтому в области
дифференцированного психологического исследования лабораторный эксперимент занимает довольно
скромное место, хотя при освещении и анализе некоторых специальных проблем, при более детальном
и углубленном исследовании отдельных сторон особенностей личности его роль немаловажна. Так,
например, в экспериментальных условиях можно изучить особенности представленной личности,
Hosted by uCoz