Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 164 
Next page End  

быстроту ее реакций, ее чувствительности, ход усвоения ею того или иного интеллектуального
материала, особенности ее речевого мыслительного процесса. В экспериментальных условиях мы
можем поставить ту или иную задачу, разрешение которой может потребовать большего или меньшего
умственного или волевого усилия личности. Отрицательной стороной эксперимента является
осведомленность исследуемого о том, что он — предмет изучения. Нельзя сказать, конечно, что это
является абсолютно отрицательной стороной эксперимента. Дело в том, что эксперимент может
чрезвычайно интересовать и увлекать исследуемого, порою он даже забывает о том, что является
предметом эксперимента. Однако это отношение заинтересованности может превратиться в свою
противоположность, потому что условия эксперимента не тормозят, а чрезмерно перевозбуждают
личность, которая стремится показать себя с лучшей стороны, или же, наоборот, как это бывает с
лицами, проходящими судебно-психиатрическую экспертизу, показать свои психические особенности в
возможно плохом виде для того, чтобы создалось впечатление о большей степени болезненности и т.д.
Опытный врач-психиатр, конечно, все это учитывает и отделяет реакции, вызванные болезнью, от
реакций, вызванных стремлением больного использовать обстановку исследования для благоприятного
исхода его экспертизы.
Нет необходимости приводить перечень всех экспериментальных приемов, но важно отметить
следующее: каждый эксперимент, к какой бы стороне личности он ни адресовался, вовлекает в
деятельность личность в целом. Поэтому при анализе нужно помнить, что особенности
экспериментальных данных отражают значение целого ряда свойств личности, которые могут
содействовать или противодействовать удачному выполнению экспериментальной задачи.
Можно привести пример заучивания, как будто направленного на изучение способности
запоминания. Однако этот процесс определяется, как хорошо известно и понятно, отношением
испытуемого к задаче, непосредственным интересом к состоянию собственной памяти, стремлением
показать в лучшем или худшем свете ее состояние, внимание, интеллектуальными и волевыми
качествами, уверенностью или неуверенностью в себе, боязнью плохих результатов или, наоборот,
хороших результатов.
Не только сам процесс исследования вызывает то или иное отношение, но и содержание задач,
которые ставятся перед испытуемым, может вызвать больший или меньший интерес, а в связи с этим
более или менее активизировать личность. Поэтому суждение об индивидуальных особенностях памяти
может основываться на данных эксперимента, но с учетом всех вышеперечисленных особенностей,
которые благоприятно или неблагоприятно сказываются на результате этого экспериментального
исследования.
Сказанное относится решительно ко всем другим приемам, например, исследованию волевых
или интеллектуальных качеств, исследованию внимания, воображения и т.п.
Заслуживает внимания вопрос о возможности типологической или характерологической оценки
качеств на основе эксперимента.
Широко распространенный у нас ассоциативный эксперимент важен в силу своей
содержательности и человеческой специфичности, он дает возможность при параллельной регистрации
вегетативных (плетисмографических, кожногальванических) реакций судить об особенностях
эмоционального реагирования, об уровне развития речи, мышления и о некоторых других особенностях
невропсихической динамики.
Для характеристики положения с экспериментом в области изучения психических различий
уместно сделать несколько критических замечаний по поводу столь распространенного за рубежом
метода, претендующего на научность, что для него создаются специальные институты, метода пятен
Роршаха. Этот метод заключается в том, что исследуемому предлагаются бессодержательные цветовые
пятна, полученные путем определенного технического приема. В обычных методиках
экспериментальной психологии этот прием считается приемом исследования фантазии, но
психоаналитически ориентированные психологи выдают его за средство многосторонней
характеристики личности.
Прежде всего, применяя этот метод, можно получить обильные или скудные, осмысленные или
бессмысленные показания исследуемого, показания, ориентированные на крупные, мелкие или
мельчайшие детали, но сделать на основании этих показателей выводы такого всеобъемлющего
Hosted by uCoz