Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 164 
Next page End  

или неуверенность в себе, решительность, боязливость или смелость, самолюбие или честолюбие.
Весь комплекс проявлений, связанных с этим уроком, дает возможность незаметно для
наблюдаемого, который даже не подозревает, что он является испытуемым, выяснить богатый
ассортимент различных характерологических качеств.
На основании таких наблюдений или, лучше сказать, естественно-экспериментальных
исследований на различных уроках и анализа полученных данных Лазурский и его сотрудники
составили схемы экспериментальной характеристики учащихся и осуществили их с фактической
убедительностью.
Таким образом, естественный эксперимент складывается из следующих компонентов: 1) выбор
вида деятельности; 2) функциональный анализ этой деятельности; 3) наблюдение в различных
выбранных процессах деятельности; 4) анализ результатов этой деятельности и составление
характеристик личности по результатам этой деятельности. При этом Лазурский пытался установить
несколько степеней проявления каждой деятельности и таким образом дать не только качественную
характеристику, но и качественно-количественную аналитическую характеристику испытуемого. Он
устанавливал три степени проявлений качеств, например, степенями проявления фантазии можно
считать качества интеллектуальной деятельности, особенно памяти, особенности эмоциональных и
моторных реакций. Затем различные характерологические качества он распределял по радиусам круга, а
степень соответственного качества отмечалась точкой на трех концентрических кругах, из которых
внутренний соответствовал наименьшему, а наружный — наибольшему развитию свойства. Соединяя
точки, нанесенные на радиусах соответствующих психических свойств, Лазурский получал графическое
выражение особенностей личности, в виде более или менее правильной или неправильной звезды.
Размер площади этой фигуры выражал богатство или развитие изучавшихся особенностей личности, а
соотношение высот лучей звезды — развитие свойств, равномерность, гармоничность или
дисгармоничность этого развития, особенности профиля, т.е. развитие одних качеств и недоразвитие
других характерологических особенностей личности. «Звездочка» Лазурского является графическим
изображением характерологических результатов естественно-экспериментального исследования,
которое мы разобрали так подробно с целью попытаться устранить несоответствие между значением
этого метода и его реальным применением.
Практически из этого метода в современных условиях сохранились: 1) тенденция изучения
естественной обстановки, в которой будет активно проявляться деятельность исследуемого; 2)
предварительное индивидуально-психологическое осмысливание этих условий; 3) известная градация
количественно-качественных проявлений в исследуемой деятельности и 4) синтетическое заключение
на основе данных исследования и анализ различных видов деятельности.
Третий методический вариант представляет собой изучение истории развития. Изучение
истории развития в клинике носит название анамнеза, в неклинических учреждениях называется
биографией личности. В последнее время в психологическую науку введен термин «психография» или
«психобиография». Смысл этих терминов заключается в следующем. Биография характеризует историю
личности с точки зрения внешних факторов ее существования. Психография имеет задачу на основе
понимания условий жизни, переживаний и поступков исследуемого лица, в частности, его
деятельности, которая отражает эпоху и общественную и историческую ситуацию, охарактеризовать и
саму личность. Конечно, в общепринятом смысле метод биографии применяется к исследованию
выдающихся людей, но выдающиеся люди обладают и выдающимися характерами, поэтому не случайно
биографический метод является одним из существенных вариантов методов характерологии. А. Ф.
Лазурский считал, что очередной задачей характерологии является накопление возможно большего
числа характеристик и составление классификации характеров. Можно это принять, заменив задачу
составления характеристик задачей составления психограмм как конкретного исходного фактического
материала характерологии. К этому надо прибавить, что изучение вариаций отдельных свойств,
обеспечивающее их правильное генетическое понимание, возможно только на основе
психобиографического материала.
История развития личности изучается в тесной связи с условиями, в которых она развивается, и
прежде всего характеризуются общие социально-экономические условия.
История развития ребенка до революции и в наше время имеет различные особенности, которые
Hosted by uCoz