Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 164 
Next page End  

такое мучительное истязание, а направлено на изучение личности с использованием
экспериментальных возможностей, которые дает беседа. Постоянный тесный контакт, который
достигается психотерапевтической беседой между больным и врачом, превращает этот метод в ценное
оружие не только исследования, но и лечения. Он дает богатейший материал для понимания
внутренних мотивов поведения личности, и при сопоставлении материалов беседы с фактическими
данными, которые находятся в распоряжении исследователя, мы получаем то единство субъективной и
объективной картины поведения, которое является основной задачей исследования.
Мы изложили очень кратко методические приемы исследования, которые могут быть
иллюстрированы определенными методическими схемами. Разумеется, в зависимости от возраста
исследуемого в план исследования не включаются или детально развиваются те или иные разделы,
поскольку их содержание зависит от использования общей схемы в конкретном исследовании.
Все рассмотренные приемы исследования характера имеют определенное значение,
выражающееся в собирании конкретных фактов и накоплении необходимого материала. Однако каждый
из этих приемов эффективен только в известных границах, так как он один не дает возможности вскрыть
все явления в целом, а тем более все существенные связи и отношения. Фетишизация одного из методов
исследования вредна, поскольку она неизбежно приводит к односторонности в дальнейшем освещении
полученных материалов. Для проверки достоверности фактов необходимо обеспечить взаимоконтроль
между методами исследования. Не требуется доказательств в том, что целостному представлению о
структуре характера и соотношении в нем основных компонентов отвечает лишь система методов
(наблюдение, биографический метод, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент в формах
психолого-педагогического, психолого-клинического и другого изучения продуктивной деятельности и
т.д.). Ведущий метод в этой системе определяется целью и предметом конкретного исследования.
Следует учесть, что приемы собирания и добывания фактического материала не исчерпывают
еще методики исследования в целом. Между собиранием, накоплением научных данных, теоретическим
обобщением и практическими выводами существует промежуточное методическое звено —
совокупность приемов качественной и количественной обработки, собранного фактического материала.
В исследованиях характера обработка материала осуществляется средствами индивидуальных
монографий, с одной стороны, и сравнительных характеристик, — с другой. Сочетание этих двух
методических путей позволяет изучить одни и те же явления в разных связях, т.е. обеспечить основные
виды синтеза научных данных, полученных различными аналитическими средствами.
Накопление, обработка и обобщение научных данных о структуре и компонентах характера,
условиях и закономерностях его развития имеют огромное значение для дальнейшего развития научной
теории характера. Критерием истинности и источником познания и в этой области психологии является
практика.
Литература
Ананьев Б. Г. Пространственное различение. Л., 1955.
Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1928.
Гершуни Г. Ю. Нарушения деятельности органов чувств // Военно-медицинский сборник, 1945.
Гершуни Г. Ю. Изучение деятельности звукового анализатора // Научное совещание по вопросам
физиологической акустики. М., 1954.
Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. А. Ф. Лазурского. Пг., 1918.
Кекчеев Г. X. Проприорецепция и интерорецепция в клинике. М., 1947.
Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М., 1948.
Мясищев В. Н. Экспериментальные данные о расстройстве чувствительности при истерии и в
гипнозе // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.-Л., 1930. Т.3.
Попеску П. Опыт исследования типологических особенностей высшей нервной деятельности
человека. Л., 1952.
Hoffmann H. Charakter und Umwelt. Berlin, 1928.
Oehrn. Experimentelle Studien zur individual Psychologie // Psychol Arbeiten. Bd. I. 1895.
Hosted by uCoz