Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 164 
Next page End  

разрез настоящего правильно раскрывается нами только по мере того, как мы разворачиваем клубок
прошлого, его событий, условий связи личности с ними и ее реакцией на них. Фенотипично
одинаковые (в данный момент) личности могут иметь генетически разную базу, и их последующая
эволюция вскрывает внутренние различия.
Необходимость целостного синтетического подхода осознана совершенно ясно многими
крупнейшими исследователями за границей. У нас этот принцип встречает еще более широкое и
активное признание (М. Я. Басов, А. С. Выготский и др.), тесно связываясь с философско-
методологическими предпосылками. Поэтому аргументация в обосновании его здесь являлась бы
излишней. Острота вопроса или трудность его не в признании, а в осуществлении, в переходе от
лозунга к практике. Здесь мы делаем попытку разрешить трудную проблему реализации синтетического
и генетического подхода не в плане общих методологических требований, а в условиях обычной
педагогической и врачебной практической работы.
С точки зрения указанных задач основные методы, которыми располагает исследование,
занимают в нем разное место и имеют разное значение. Здесь не может быть речи о том, хорош или
плох тот или иной метод. Трудная проблема изучения личности требует использования всех
существующих средств и выдвигает принципиальное положение о взаимодействии методов с
организованным разделением труда, с отчетливым представлением о том, что каждый из методов
вносит в изучение личности и какие каждый из методов ставит проблемы для разрешения их другими.
Так, эксперимент дает запросы наблюдению и, в свою очередь, аналитически дополняет и
количественно определяет его данные. Так, наблюдение в настоящем неразрывно связывается с
вопросами о прошлом, а прошлое дает понять скрытые динамические пружины поведения в настоящем.
В современной науке, в частности, в естествознании, доминирует экспериментальный метод.
Этот метод имеет огромное преимущество в области точного измерения и анализа, однако
синтетический охват проблемы ему если и доступен, то в частичной форме. Кроме того, эксперимент до
настоящего времени еще мало применялся в разрешении генетических проблем, а для изучения генезиса
человеческой личности применение его связано с труднопреодолимыми препятствиями и составляет
важную задачу будущего развития эксперимента. Метод наблюдения в принципе является основным для
поставленной проблемы. Оперируя более сложными комплексами, он дает возможность более полного
синтеза, но аналитические возможности его далеко отстоят от экспериментальных.
В этом отношении нужно учитывать два возможных направления в исследовании. Первое —
стремиться к максимальной полноте и точности наблюдения. Из него с необходимостью вытекает
ограничение периода времени наблюдения. Реальная антиномия между детальностью наблюдения и его
временной длительностью лишает его в условиях практической работы генетических перспектив. В то
же время, в соответствии с необходимостью расширения во времени, выдвигается другая возможность
принципиально неполного избирательного наблюдения. В этом отношении к задаче изучения личности в
целом ближе подходит метод дневников, но и он, поскольку необходимо по возможности полно
охватить всю жизнь исследуемого, в действительности никогда эту задачу в рамках всей истории
индивида не разрешает, потому что диагностические учреждения, дающие заключение о личности
взрослого или ребенка, располагают обычно лишь несколькими неделями.
Поэтому особые и, пожалуй, реально непреодолимые трудности перед методом наблюдения
возникают по отношению к тем сторонам личности, которые по сути своей могут раскрыться только на
протяжении длительного периода времени.
К ним относятся:
1) устойчивость состояний и формы поведения личности или их реактивная или аутохтонная
лабильность;
2) устойчивость отношений;
3) степень и форма приспособляемости к новым условиям;
4) избирательность реакций и отношений (действительная, а не кажущаяся);
5) соотношение экзогенного и эндогенного;
6) эволюционные возможности.
Эти столь важные в педагогическом отношении стороны личности могут быть достоверно
диагностированы лишь на основании данных поведения исследуемого за период времени, в отдельных
Hosted by uCoz