Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 164 
Next page End  

случаях измеряемый годом, двумя и во всяком случае месяцами.
Таким образом, перед исследователем (работающим в реальных временных условиях,
существующих в обследовательских учреждениях) встает необходимость дополнить свой материал
наблюдения сведениями о поведении изучаемой личности в прошлом и строить свое заключение на
анализе также и этих данных.
Чтобы конкретно подтвердить необходимость такого обращения к прошлому, разберем несколько
случаев, где надо выяснить вышеперечисленные проблемы личности, не всегда охватываемые одним
наблюдением.
Устойчив исследуемый или нет?
Если за время наблюдения пришлось видеть ребенка в одних и тех же условиях и проявления его
были устойчивы, то это еще не дает нам права заключать о том, что он вообще устойчив.
Для этого надо узнать, как он вел себя в прошлом, когда попадал в меняющиеся условия. Может
оказаться, что поведение ребенка резко менялось при малейших колебаниях окружающей обстановки.
Следовательно, та устойчивость реакций исследуемого, которая имела место в период наблюдения,
обусловлена исключительно отсутствием изменений во внешних условиях, а отсюда должно вытечь и
соответствующее заключение.
Может встать другого рода вопрос: какого происхождения та лабильность, которая наблюдается у
ребенка при постоянстве окружающей его обстановки? Здесь опять необходимо обратиться к прошлому
данной личности и выяснить, как часто и резко менялись условия ее жизни. Допустим, что исследуемый
жил до этого в очень спокойной и устойчивой обстановке. Это обстоятельство говорит за то, что было
бы ошибочно объяснить лабильность ребенка внешними влияниями и, очевидно, она является стойкой
и глубокой чертой его характера.
Почти то же надо сказать и о степени приспособляемости ребенка к новым условиям. За то
время, какое отводится на наблюдение, во-вторых, может не представиться случая видеть ребенка при
изменившихся условиях, а если это даже и случится, то не хватит времени, чтобы проследить до конца,
чем и как закончился этот процесс приспособления.
Немало трудностей представляет вопрос о том, чем интересуется исследуемый ребенок и каковы
его отношения и оценки, или на что направлена его избирательная реактивность, его основные и
наиболее сильные положительные или отрицательные тенденции. Для того, чтобы понять истинный
смысл отдельных реакций, нужно уловить их общую руководящую нить, объединить их общностью
тенденций, которые исследуемый успел вскрыть; так, за объективным интересом может выявиться
тенденция самоутверждения, за нежной заботливостью потребность властвовать. Суждение об интересе
со стороны их относительной значимости и глубины требует тоже значительного временного диапазона
и различия условий. Обычно судят о них по тому, чем чаще занимается по собственной инициативе и о
чем чаще говорит исследуемый, но заниматься он может, конечно, только тем, чем позволяет
окружающая его обстановка. Говорит он, естественно, о том, чем занимается сейчас. И для того и для
другого нужны соответственные материалы и социальные возможности, соответственные предметы,
обстановка, наконец, лица и вся среда, не внушающая опасения или быть непонятым, или встретить
отрицательную реакцию в какой-либо форме. Новая обстановка прежде всего может тормозить обычные
проявления личности как положительные, так и отрицательные, может создать новые интересы,
затушевать старые, ослабить активно положительное отношение к одному и отрицательное к другому.
Эти соображения особенно относятся к замкнутым обследовательским учреждениям, где
ограничена связь с внешней жизнью, а окружающая ребенка большей частью скудная обстановка далеко
не всегда позволяет выбирать то, что нравится, так как может не содержать последнего и вынуждает
удовлетворяться теми вещами и людьми, которые менее других отталкивают от себя.
Если исследователь в момент своих наблюдений застал ребенка как раз в таких условиях, то
выводы его будут ложны. Он припишет ребенку положительное отношение к тому, к чему при
изменившейся затем обстановке он никогда не вернется, хотя и мог бы это сделать.
Точно так же весь потенциал личности, возможности внутренней активности и внешней
приспособляемости тем полнее раскрываются, чем больше отрезок времени и чем разнообразнее
условия, на основании которых мы о них судим.
Будет уместно сказать несколько слов о внешнем и внутреннем в личности, о «наслоении» и
Hosted by uCoz