Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 164 
Next page End  

событий, которое при других условиях было бы неясным.
Как известно, существует целый ряд программ анамнеза. Со стороны содержания и со стороны
редакции они страдают некоторыми недочетами, но обычно содержат основное и существенное, так что
здесь на этом можно не останавливаться. Успешная работа с анамнезом зависит не столько от того,
как составлена программа, сколько от способа получения сведений и пользования ими. Очень часто она
имеет вопросо-ответную форму, как это особенно практикуется в медицинских амбулаториях. Если
такой прием опроса допустим в статистических целях при массовом обследовании, то во всяком случае
он совершенно не должен иметь место при исследовании отдельных случаев.
Программа анамнеза, как бы детально она ни была составлена, никогда не может охватить всю
пестроту реальной жизни. Она поэтому должна состоять из ряда стержневых вопросов и представлять
собою, собственно говоря, остов, отправные точки опроса. В ответе на тот или другой вопрос всегда
могут вскрыться такие обстоятельства, которые требуют ряда дополнительных вопросов, не вошедших в
программу. Если их не поставить, получится, как говорилось, «слепой» анамнез, и исследователь будет
бессилен использовать его.
Приведем пример такого «слепого» анамнеза. Вопрос: пили ли родители? Мы знаем из опыта
повседневной жизни, что алкоголизм родителей может иметь не одно лишь биологическое значение для
ребенка, но и много других, не менее, а более важных для семьи. Материальная необеспеченность,
тяжелые семейные столкновения, отсутствие правильного режима, жестокое или вообще
антипедагогическое обращение с детьми, отрицательное отношение соседей и знакомых и т.п.
Допустим, что программа так полно составлена, что в другом месте, соответствующем ее плану,
мы найдем вопросы: каково было материальное положение семьи, насколько правилен был ее режим,
как обращались с детьми и что им прививали, как относились к семье окружающие лица. Казалось бы,
если на первый вопрос, пили ли родители, будет получен ответ еда», то о том, что из этого могло
последовать для ребенка, можно не спрашивать. Но это не так. Нам важно знать не одни факты, а их
связь, так как реальное значение факта для данной личности зависит и от того, с чем он связан,
следствием чего он явился, а это дополнение может совсем иначе осветить всю обстановку
исследуемого. Поэтому ближайших следствий, которые могут вытекать из факта, надо обязательно
коснуться. В другом месте анамнеза они встретятся нам, но не свяжутся обязательно с этим пунктом.
Так, бедность может вытекать из расточительности, из профессиональной приспособленности, из
болезни, из внешне затруднительных условий труда. Отсутствие правильного режима вытекает не
только из алкоголизма родителей, но и из других объективных причин: занятость родителей, их
некультурность, материальная неустойчивость и т.п.
Бедность или неустойчивость режима, возникающие на почве алкоголизма, приобретают, мы
сказали бы, качественно иное значение.
Таким образом, углубляя и детализируя вопрос по линии возможных последствий, влияний и
реакций на них, мы обеспечиваем себе связанное понимание прошлого, освещаем многостороннюю
взаимоопределяющую зависимость условий и их значение в прошлом индивида. Мы начинаем
понимать их как факторы его развития.
Поэтому исследование должно представлять не «опрос» по пунктам программы, а живую
«беседу», и как таковая она должна быть всегда готова раздвинуть рамки абстрактного вопроса и,
насыщая его конкретным и жизненным содержанием, вскрыть его реальное характеризующее значение в
перечислении с другими влияниями.
Конечно, во всем должна быть мера и не следует, придерживаясь принципа детализации
вопроса, доходить в этом отношении до утрировки.
В этом смысле необходим, как указывалось, отбор существенного от несущественного. Вопросы,
далее, должны ставиться в той редакции, которая соответствует степени культурности данного лица,
иначе — один будет их не понимать, а другой тормозиться их «популярностью». В культурной,
например, семье слова «не обращали внимания на воспитание» имеют совсем другой смысл
сравнительно с некультурной. Не менее различны понятия материальных затруднений или лишений для
бедного или богатого. Как говорилось выше, выясняя условия, параллельно нужно устанавливать и
реакции на них, прослеживая все этапы жизни исследуемого в их хронологической последовательности
с момента рождения.
Hosted by uCoz