Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 164 
Next page End  

это имеет место, организм будет часто реагировать болезненно на влияние условий, а отсюда могут
возникнуть такие черты, как общая задержка развития, слабость нервной системы и истощаемость,
пониженная приспособляемость к условиям окружающего. Исключим пока обратное влияние этих
результатов, огромная роль которых в условиях самостоятельной жизни дает о себе знать на каждом
шагу и опять-таки создает определенные условия формирования. Ограничиваясь периодом детства,
отметим, что слабость может вызвать компенсаторную реакцию среды и создавать условия особенно
бережного отношения, может быть, изнеживания ребенка, а отсюда эгоцентризм, привычку к жертвам
окружающих, недоразвитие способности и готовности отказывать себе для других. Если удастся
фактически установить отмеченные явления, если, наоборот, внимание проявляется в целесообразной
форме, в закаливании, или если нет признаков усиленного внимания к ребенку, это само по себе дает
нам представление об условиях, окружающих ребенка.
Болезненностью обусловливается позиция слабого, отсюда вытекают и вынужденный отказ и
завистливый подсчет своих и чужих возможностей и личная компенсаторная установка,
обеспечивающая замещения как прямое, например, в форме интереса к физкультуре, так и косвенное в
форме усиленной культуры умственного превосходства, или мобилизация средств использования
окружающих. Если такую установку удастся отметить или, наоборот, она совершенно не
обнаруживается, и то и другое раскрывает наличные особенности характера исследуемого.
Следствием болезни родителей может быть материальная недостаточность семьи. Это
вторичное, производное условие вызывает недостаток питания, неудовлетворительные санитарные или
гигиенические условия, а отсюда представляет возможность физической слабости. Здесь особенно
может сказаться взаимно усиливающее сочетание конституциональной физической слабости и
ослабляющих внешних условий. Нужда влечет за собой задержку общего развития и угнетенное
настроение; материальная зависимость воспитывает, так сказать, рефлекс подчинения или при большой
стойкости и активности антагоническую установку. Здесь опять-таки условия вызывают реакцию,
преломляясь через наличие известных особенностей характера. Материальные затруднения формируют
интересы, узко их ограничивая, а если при этом окажутся выраженными идейные интересы, то
сопоставление их с материальной нуждой очень ярко освещает характерологические особенности
личности.
Угнетенное настроение, как видно по схеме, может быть и продуктом слабого здоровья и
атмосферы общего угнетения в семье, может вызываться и первично-конституциональным моментом,
подобно тому, как многие черты характера, внешне сходные, вызываются разными причинами. Это
угнетение влечет за собою понижение активности, упадок инициативы, вторичное, по крайней мере,
физическое ослабление и понижение приспособляемости. Таким образом, одно условие влечет за собою
другую группу условий (вторичные условия) — следствия становятся сами причинами своих причин,
осуществляя не линейную, но циклическую зависимость. Условия, сталкиваясь с наличными
тенденциями личности, влекут за собой реакции, создают установку, характерологическое образование;
а последние опять в циклической зависимости формируют условия.
Подобный анализ должен быть проделан со всеми типическими ответами на каждый из
вопросов анамнеза. Вооруженный такой подготовкой исследователь приступает затем к анализу уже
конкретного материала о прошлом изучаемой личности.
В этом и заключается второй этап работы с анамнезом. Третий состоит в подведении итога.
Выше уже говорилось о том, что сведения о прошлом часто не используются. Это зависит от
того, что данные анамнеза не суммируются, не резюмируются, а если это делается, то далеко не всегда с
достаточной полнотой и систематичностью. Мы встречали работников, которым работа анамнеза
специально поручалась, имели от них очень характерные заявления: «Я хочу настоящей работы, мне не
интересно писать». Такие заявления дают основание для двух выводов. Во-первых, очень многие
работники не отдают себе должного отчета в тонкости и глубине работы с анамнезом, которая при
соответственном подходе становится захватывающе интересной и подлинно жизненной, во-вторых,
отщепление функции собирания анамнеза от непосредственного соприкосновения с личностью
исследуемого и невозможность завершения работы по ее изучению являются нецелесообразной,
убивающей интерес и препятствующей правильному использованию анамнеза.
Итоговый вывод должен вскрыть основные тенденции, доминанты условий прошлого и
Hosted by uCoz