Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 164 
Next page End  

3. Отсутствие друзей у ребенка.
4. Нужда.
5. Требование от ребенка самоотречения.
6. Болезнь родителей.
7. Наличие в семье других предпочитаемых детей.
8. Баловство.
9. Отсутствие примера отзывчивости.
10. Отсутствие детского общества.
11. Достаточная активность личности или пассивность ее.
12. Достаточная выраженность личных самозащитных тенденций.
Влияния этих факторов усиливаются следующими компонентами: переходом субъекта в новые,
но однотипные условия; контрастностью предшествующих и последующих условий; сочетанием
нескольких вызывающих условий и отсутствия их компенсирующих.
Эгоистическая установка воспитывается у субъекта в результате определенных сочетаний
отдельных перечисленных условий и имеющихся наличных, отчасти эндогенных особенностей его
личности.
Здесь могут быть следующие комбинации.
1. Родители жестоки и деспотичны. Все проявления ребенка подавляются. Его педантично
третируют во всех случаях. У него нет товарищей-друзей и других лиц, которые бы относились к нему с
заботливостью, участием.
Он сам достаточно активен, чтобы не поддаться подавляющему влиянию этих условий, а
поэтому свойственная ему самозащитная направленность приобретает форму эгоистической установки к
людям.
2. В семье острая нужда. От ребенка требуют самоотречения ради других членов семьи. Он
должен недоедать, плохо одеваться, не иметь развлечений и т.п., этого требуют от него как должного.
Отношение к нему сухое, черствое, быть может, как к лишнему рту. Он одинок, нет никого, кто бы
отнесся к нему с участием. Если он, как и в первом примере, обладает значительным запасом
активности, то эти условия обостряют его самозащитную реакцию и воспитают у него эгоизм.
3. Аналогичная ситуация получится для ребенка и в том случае, если место нужды заменит
болезнь родителей, ради которой он должен также терпеть, отказываться от удовлетворения личных
запросов.
4. Если ребенок изо дня в день видит, что другим детям в семье уделяется больше внимания и
ласки, то он может не примириться с положением обойденного и будет склонен себя эгоистически
компенсировать.
5. Последний случай сочетания условий образования эгоизма является несколько несходным с
предыдущим. Ребенок всюду встречает готовность предоставить ему все жизненные удобства.
Родители, сами их ценящие выше всего, стремятся и ему обеспечить беспечальное существование, но не
за свой, а за чужой счет. Ребенок является постоянным свидетелем, как лица, находящиеся в
зависимости от его родителей, принуждены ценою своих лишений предоставлять те или иные блага его
семье, и в частности и ему самому. Примера помощи другим, отказа от других, служения другим он не
видит. Он растет единственным ребенком и не имеет товарищей, которые бы вынудили его чем-либо
поступаться. В результате он привыкает считать себя вправе требовать от окружающих самоотречения в
свою пользу.
Иногда там, где отдельные моменты прошлого не представляют такой яркости, требуется большое
внимание, чтобы понять специфичность их влияния. Все факты как будто окрашены в один
малоопределенный цвет, ни один из них не выделяется заметно ни сам по себе, ни по контрасту с
другими фактами. Удельный вес каждого из них незначителен и не объясняет той силы реакций,
которыми ребенок отвечает на них. Его поведение в этом случае определяется главным образом тем, что
все эти однотипные и слабые по своей выразительности факты действуют одновременно, умножаясь,
как сказано, друг на друга. Последствие представляет их производное, возможность которого не видна в
отдельных элементах. Подобные случаи ярче всего показывают, что условия развития личности не могут
быть рассматриваемы как сумма фактов, а непременно как продукт органической их связи.
Hosted by uCoz