Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 164 
Next page End  

взаимоотношения с людьми в процессе развития, продукт влияния примера, привязанности, авторитета
как отдельных лиц, так и коллективов (школьных или производственных).
Развитие отношений человека
Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом
индивидуального развития.
В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений.
Здесь мы сталкиваемся с труднейшими вопросами, которые поднимались и раньше, но освещались
несколько иначе.
В ряде работ (В. М. Бехтерев, Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. И. Касаткин и
другие) освещены первые ступени этого развития с объективно-психологических позиций. Наряду с
этим были предприняты попытки освещения этого вопроса с психосоциальной точки зрения (Бюлер,
Гетцер и другие). Эти наблюдения и естественно-экспериментальные исследования показывают, что на
безусловнорефлекторной основе рано начинает обнаруживаться избирательная реактивность явно
условнорефлекторного характера. Вопрос о соотношении этой избирательности с собственно
отношениями подлежит исследованию. Он тесно связан со старой проблемой психологии о моменте
формирования самосознания. Первоначальный период возрастающей, проявляющейся в разных
областях
и интегрирующейся избирательности можно назвать предотношением, т.е. еще не
сформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности. Ребенок в
процессе развития только с какого-то момента становится сознательным, т.е. сознательно относящимся
существом. Однако, овладев в известной мере речью, он находится в такой фазе, когда не только
реагирует избирательно на те или иные обстоятельства жизни, но выражает речью свое отношение. В
два года можно отметить, правда, еще не устойчивые, но определенные реакции, сопровождаемые
словами: «хочу — не хочу», «интересно — неинтересно», «люблю — не люблю». Речь идет, однако, не о
том, что ребенок отдает себе отчет в смысле этих слов, а о том, что смысл его реакции находится в
соответствии со смыслом этих слов. Исследования на детях дошкольного возраста позволяют выявить
характерные особенности отношений ребенка 2-3 лет (см.: Р. Н. Вершинина и Е. Ф. Рыбалко, 1956).
Здесь можно говорить о выраженных и определенных избирательных отношениях, среди которых
отчетливее всего выступают отношения к родителям, к детям, к воспитателям, к играм. Некоторые
свойства отношений в этом возрасте выступают уже как черты характера: самостоятельность,
инициативность, добросовестность, общительность. В этом периоде развития отношения
характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием переходящего
эмоционального состояния. Отношения тесно слиты с поступком и реакцией. Они выражаются в
поступке. Характер и уровень развития отношений определяется в этом возрасте прежде всего
взрослыми (родителями, воспитателями).
Изменения в положении ребенка в школьном возрасте влекут за собой, помимо функционального
развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент — внесемейные обязанности и
обязательный учебный труд. На новую ступень поднимается управление своими действиями и
структура отношений, определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование
принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждения и идеалов характеризует развитие
отношений в старшем школьном возрасте. Высший уровень развития идейного и принципиального
поведения является
следствием не только функционального развития, но и общественной структуры,
условий общения и общественного воспитания.
Вопросы педагогики и психологии отношений
Есть две важнейшие проблемы, которых не может не касаться общая и особенно педагогическая
психология. Общество не только требует по способностям, но и развивает и воспитывает способности,
точно так же оно не только удовлетворяет потребности, но формирует и воспитывает их. Мы коснемся
здесь сложного вопроса о способностях человека лишь в связи с вопросом об его отношениях. Большой
историко-биографический и психолого-педагогический материал показывает, что в условиях
Hosted by uCoz