Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 164 
Next page End  

которая основывалась на учении о врожденных задатках, и либо игнорировала, в лице наиболее
реакционных представителей, роль прижизненных условий и жизненного опыта человека в
формировании его способностей, либо приписывала им второстепенную роль. Способности при этом
лишь констатировались как нечто данное. Однако констатация способностей еще ничего не говорит ни
о происхождении способностей, ни об условиях их проявления. Это лишь способ оценки присущих
личности индивидуальных или типологических свойств процессов ее нервно-психической
деятельности, рассматриваемых в соотношении с задачами и продуктивностью деятельности человека в
отличие от результатов деятельности других людей.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы
лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком
с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления
способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного
опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема
соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и
сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и
условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя
скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида
и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития
ребенка.
Диалектико-материалистическое понимание способностей может быть определено как
конкретно-историческое и общественно-трудовое. Сущность его заключается прежде всего в положении
Маркса и Энгельса о том, что труд сформировал человека и что все его свойства представляют продукт
человеческого труда. В соответствии с этим конкретно-историческим, общественно-трудовым планом
рассмотрения нужно подчеркнуть, что это понимание неразрывно связывает способности с процессом
индивидуального и общественно-исторического труда, рассматривая их как его производное. Говоря
математическим языком, труд является независимой и определяющей величиной, а способность
является зависимой переменной функцией труда.
Поэтому старая позиция противопоставления способностей и труда и соответственно
способностей и трудолюбия представляется неверной. Конечно, результаты труда оказываются
неодинаковыми: у одних труд дает заметные результаты, у других — нет. Ясно, что способнее те, у кого
результаты их работы легче достигаются, качественно лучше и количественно больше. Но ведь это
значит только, что труд дает разные результаты, что труд есть субъект суждения, а различные результаты
являются лишь предикатами. Признание роли труда ни в какой мере не ведет к отрицанию роли
индивидуальных особенностей, но ставит перед педагогикой задачу правильного продуктивного
направления усилий в целях получения от каждого человека максимальных результатов благодаря
максимальному использованию конкретного комплекса свойств личности.
Старая теория рассматривала способность как относительно изолированное свойство. Подходя к
способности с позиций развития ее в труде, мы берем для анализа не абстрактную способность, а
прежде всего решение человеком возникающих перед ним жизненных задач и исходим из того, что это
решение при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или
безразличие, сознание долга или безответственное отношение — это то, что мобилизует или
демобилизует, развивает или тормозит человека. Мы имеем дело на каждом этапе нашей жизни не с
абстрактными способностями, а с единством механизма нервно-психической деятельности,
приспосабливающегося и соответствующего требованиям деятельности и отношения личности к задаче,
мобилизующим человека и побуждающим к ее разрешению. Интерес, увлечение, любовь к той или иной
форме деятельности являются условием и залогом ее успешности. Таким образом, формально-
функциональное безличное понимание способностей должно быть заменено содержательно-
личностным пониманием, учитывающим не только функциональную характеристику человека, но его
избирательное отношение к деятельности. В определении характера и динамики этого отношения
важную роль играют, в свою очередь, отношения к людям и отношение людей к данной деятельности.
Как показывает производившееся нами и нашими сотрудниками изучение способностей к
Hosted by uCoz