Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 164 
Next page End  

ограничении роли прижизненного опыта лишь развитием и упражнением (1952, с. 19). В этом
определении важно сравнение достижений одаренного человека и человека средних способностей.
Один из крупнейших русских психологов и характерологов А. Ф. Лазурский также отождествлял
способность и наклонность, рассматривая то и другое как возможность проявления того или иного
свойства характера (1908). Очевидно, способность бралась им в самом широком смысле, далеком от
общеупотребляемого понимания и не отличающем наклонностей (или склонностей) от способностей.
В наиболее полном советском руководстве по психологии С. Л. Рубинштейна тоже почти не
уделено внимания этому вопросу. О способностях упоминается между прочим, причем указывается, что
склонности обычно совпадают со способностями, но иногда и не совпадают с ними.
В своей работе «Бытие и сознание» (1958) С. Л. Рубинштейн детально исследует понятие
способности. Существенным представляется то, что он говорит: 1) о психических свойствах как о
способностях; 2) о способности как о «комплексе психических свойств, делающих человека пригодным к
определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности»; 3) о
способности как о закрепленной в индивиде системе обобщенных психических деятельностей; 4) как об
одном из двух регулятивных аспектов психики. С. Л. Рубинштейн считает, что природная способность
представляет «не просто возможность», а «реальную способность», что «психический процесс переходит
в способность» и, наконец, что «для формирования сколько-нибудь значительной способности нужно
прежде всего создать жизненную потребность».
Наконец, коснемся последних изданий учебников психологии под ред. А. А. Смирнова (см.:
Психология: Учебник для пед. институтов
/
Под ред. А. А. Смирнова, 1956) и Г. С. Костюка (см.:
Психология
/
Под ред. Г. С. Костюка, 1957). В первом проблема способностей является предметом
социального рассмотрения. Указывая на частое совпадение способностей и наклонностей, автор главы
(Н. С. Лейтес) отмечает и их расхождение, объяснимое тем, что при отсутствии способности склонность
обусловлена внешними мотивами, например, надеждой выдвинуться в данной деятельности.
В украинском учебнике психологии раздел способностей написан редактором Г. С. Костюком,
определяющим способности как «одну из основных черт личности человека», как «стойкие особенности
человека, выявляющиеся в его учебной, трудовой и других видах деятельности, будучи необходимым
условием успеха». Характеризуя способности человека, автор «судит о них, исходя из тех требований,
которые ставит ему учебная, трудовая, научная и всякая другая деятельность, оценивая человека как
активного деятеля, создателя материальных и духовных ценностей».
Резюмируя кратко современные научные данные, можно сказать, что вопросы о способностях и
склонностях нередко смешиваются. В психологической литературе этому соотношению достаточного
внимания не уделяется или только указывается на частое совпадение склонностей и способностей,
однако детального анализа внутренней связи того и другого понятия не дается.
Разрабатывая вопросы психологии на основе принципа единства индивида и условий, нельзя
рассматривать проблему способностей вне системы отношений человека как субъекта деятеля к
объективной действительности. Человек является частью природы, наиболее активно и созидательно
преобразующей природу в соответствии со своими потребностями. Но отдельный человек как часть
целого человеческого общества, коллектива определяется в его отношениях и в его связи с коллективом,
местом в коллективе, причем его потребности возникают и проявляются в соотношении с требованиями
коллектива. Иногда в жизни, художественной литературе, психологии говорят о требованиях жизни, но
нет надобности особенно доказывать, что требования жизни выражают требования общества, т.е.
коллектива. Соответственно этому и потребности отдельного человека определяют его деятельность и
поведение в связи и в соотношении с требованиями окружающего. Мы рассматриваем потребности как
вид отношений, в которых наиболее активно проявляются импульсы человека к преобразующей
деятельности. Этот инициативный вид отношений, являясь следствием условий жизни и деятельности
человека, наряду с требованиями жизни представляет существенный источник проявления и развития
всех видов деятельности человека.
В связи с этим возникает вопрос, развиваются ли способности человека? Зреют ли они,
формируются ли? На первый взгляд необычность этого вопроса заключается в том, что все развивается,
а следовательно, развиваются и способности.
Если исходить из того, что слово «способность» происходит от прилагательного «способный»,
Hosted by uCoz