Navigation bar
  Print document Start Previous page
 138 of 164 
Next page End  

ними в процессе деятельности.
Степень способности человека признается нами тем выше, чем более неблагоприятны были
обстоятельства, вопреки которым человек обнаружил те или иные успехи. Этот важный факт не
опровергает, однако, того, что человек получает возможности развития в своей среде. Он показывает
лишь огромную пластичность психики и мозга, настойчивость и продуктивность, с которой даже в
самых скудных и неблагоприятных условиях талантливый человек извлекает из минимума внешних
возможностей максимум эффекта.
Таким образом, наше суждение о способностях строится на успешном развитии деятельности и
высоких ее показателях. В этих и только в этих реальных фактах и достижениях деятельности
заключается психологическая основа убеждения в способности человека.
Если от психологических фактов перейти к предположению о физиологических свойствах мозга,
то и здесь можно сказать, что деятельность мозга в одном случае обеспечила, а в другом не обеспечила
высоких показателей деятельности. Но это является, скорее, не фактическим, а логическим заключением
об особенностях мозга, которые, в свою очередь, зависят от общих внешних жизненных условий, от
состояния всех физиологических систем организма. Односторонне морфологические попытки
понимания вопроса остались, как известно, без успеха. Но и в физиологии не имеется определенных
неврофизиологических данных.
В сравнительно-генетическом плане можно говорить и о способностях животных. Так, И. П.
Павлов, уделив много внимания вопросу о типах высшей нервной деятельности животных и человека,
хотя и мало остановился на важной типологической проблеме способностей, однако в его богатом
материале можно найти и некоторые данные по этому вопросу. Животные, изучавшиеся в лабораториях
И. П. Павлова, обнаруживали разную успешность в решении задач. И. П. Павлов охарактеризовал одну
из собак, легко разрешавшую любую задачу, как «гиганта нервной силы». Здесь понятие силы не
совпадает с понятием выносливости как работоспособности, прямым образом характеризующей силу
нервных процессов. Можно ли сказать, что способность соответствует подвижности нервных
процессов? Мерой подвижности является легкость образования связей и перестройки нервных
процессов, прежде всего превращение условного возбудителя в тормоз, и наоборот. Однако, как
показывают опыты школы И. П. Павлова, затруднения в ряде испытаний зависят от соотношения
процессов возбуждения и торможения, и для возбудимых животных оказывается трудной задача
внутреннего торможения, тогда как для маловозбудимых она оказывается более легкой.
Таким образом, решение трудных в различных отношениях задач требует благоприятного
соотношения всех основных свойств высшей нервной деятельности, И. П. Павлов пользовался
термином «умная» собака; при этом основной чертой «умной» собаки являлась доступность для нее
решения трудных задач. Свойство это можно определить как высокую степень пластичности нервной
системы — качество, о котором И. П. Павлов говорил как об основном впечатлении от деятельности
нервной системы. Очевидно, степень пластичности нервной системы является степенью ума животного
как интегрального результата соотношения свойств его нервной деятельности, обеспечивающих
решение предъявляемых задач.
В опытах Павлова можно усмотреть и некоторый намек на освещение вопроса о склонностях.
Срыв нервной деятельности происходит легче на задачах, решение которых не обеспечено наличными
особенностями нервной деятельности. Например, для возбудимого типа это задачи на внутреннее
торможение. Вместе с тем трудность решения задачи сопровождается отрицательным эмоциональным
состоянием. Отрицательное чувство, по И. П. Павлову, выражает затрудненность в протекании
нервного процесса, а положительное — облегченность. Естественно заключить, что соответственно
этому у животного обнаруживается избирательная склонность к решению тех или иных задач, к той или
иной деятельности.
Некоторые данные можно найти в характеристике И. П. Павловым высших животных —
человекообразных обезьян. Он отмечал, что шимпанзе Роза гораздо интеллектуальнее шимпанзе
Рафаэля, она любит мастерить, обладает гораздо большим интересом к новому, чем Рафаэль, у которого
доминируют пищевые интересы.
Вместе с тем типологический план способностей не подвергся в школе И. П. Павлова
специальному рассмотрению, хотя и есть некоторые данные по этому вопросу.
Hosted by uCoz