Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 164 
Next page End  

Заслуживает особого внимания опыт дрессировщиков, которые (как В. Дуров) различают
«способных», умных животных и «неспособных», формируют дрессировочные задачи на выработку не
проявляющихся у животного до дрессировки хороших показателей в той или иной области; создают у
животного положительное отношение к задаче путем подкормки, а также похвалы и ласки при
успешном выполнении задачи и одновременно положительное отношение или привязанность к
экспериментатору. На этом уровне склонность и способность выступают в их органическом единстве.
Обращаясь для освещения физиологической основы понимания способностей и склонностей к
учению И. П. Павлова, важно упомянуть о двух понятиях, которые в этой связи еще не учитывались, но
имеют огромное значение, — это понятия заряженности центров и системности.
Заряженностью центра И. П. Павлов называл усиление безусловных пищевых рефлексов под
влиянием недостаточности пищи. Это понятие может быть перенесено и на систему половых
безусловных рефлексов. Известная заряженность безусловных рефлексов создает активность
условнорефлекторной деятельности в направлении прежде всего специфического, например, пищевого
и полового возбуждения. Это состояние заряженности, как мы уже указывали, более всего соответствует
понятию потребности.
Что касается системности, в физиологии существуют различные понятия о системах. Одно —
старое понятие анатомо-физиологических систем: кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Сейчас
это старое понятие значительно изменено в двух направлениях. Работы В. М. Бехтерева, И. П. Павлова,
К. М. Быкова и других показали зависимость деятельности всех этих систем от мозга, и в частности, от
его коры. На основе учения И. П. Павлова достигнут новый уровень понимания невризма, включающего
в указанные анатомофизиологические системы корковое их представительство в мозгу. В то же время
современное учение о биохимии обмена и о внутренней секреции позволило усмотреть
многочисленные системы биохимической динамики, многообразно связанной с различными
эндокринными железами (Г. Селье и др.).
И. П. Павловым создано, как известно, совершенно новое понятие системности в смысле
динамических систем реакций, основанных на индивидуальном опыте. Примером такой системности
является «динамический стереотип». Но нужно учесть разную степень силы и подвижности различных
систем в работе самого головного мозга и его коры, врожденные и приобретенные особенности
которых, их активность и пластичность лежат в основе различия сенсорных (зрительного, слухового),
моторного и других типов (см.: В. Н. Мясищев, 1954). Сочетание типологических и одновременно
системных особенностей, обеспечивающее как общий уровень развития, так и успешность в разных
сторонах деятельности, представляет физиологическую основу понятия способностей.
Вместе с тем сила системы проявляется в ее тенденции к функционированию, в ее относительно
высокой заряженности, которая соответствует потребности или склонности к деятельности.
Пластичность мозга, о которой нередко говорил И. П. Павлов и другие физиологи (Бете, Асратян), а
больше 50 лет тому назад психологи (см.: F. Krueger, 1906, с. 108), является сложным синтетическим
физиологическим эквивалентом, который у животных ограничивается приспособительной
характеристикой, а у человека приобретает свойства творчески-преобразовательные.
Физиология нервной деятельности человека и его высшей нервной деятельности должна
вплотную сомкнуться, но еще не сомкнулась с психологией. Именно в единстве психических и
физиологических, врожденных и приобретенных свойств мозговой деятельности и их проявлений лежат
эмпирические процессуальные предпосылки, абстракция которых явилась основой понятия
способностей. Научная задача выяснения психологической и физиологической сущности способности
заключается в установлении свойств нервно-психической динамики человека, сочетание и система
которых обеспечивает более высокий уровень продуктивности в той или иной деятельности и
овладения ею. При этом предпосылкой оценки степени способности являются качественно-
количественные показатели деятельности, наличие благоприятных или неблагоприятных условий
опыта (обучения, навыков, знания), легкость, с которой овладевает человек деятельностью, степень
выраженности тенденции к деятельности. Только учитывая все изложенное, можно определить
способность как особую категорию психологических понятий, выражающую такое соответствие
внешних требований и внутренних возможностей, которое обеспечивает более продуктивное решение
задач этой деятельности.
Hosted by uCoz