Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 164 
Next page End  

В одной из предыдущих работ потребность определялась нами как тяготение к определенному
объекту или процессу деятельности (1957). Наблюдения за детьми раннего дошкольного возраста
позволяют говорить о специфических для человека потребностях в познавательной и практической
деятельности, в общении. Эти три потребности, проходя через всю историю жизни человека, в разном
плане связаны с проблемой способностей.
Существенным и характерным отличием физиологии человека можно считать формирование
потребностей не только на элементарной условнорефлекторной основе, а также легкое установление
временной связи, ассоциации двух индифферентных раздражителей. У собак эта связь или не
образуется, или образуется с большим трудом. У человека эти связи не только образуются, но могут
приобрести огромную побудительную силу. В соответствии с этим у человека возникают и приобретают
большое, иногда определяющее влияние не связанные с элементарной органической базой идейные
потребности.
Познавательные потребности соответствуют познавательным способностям. Как известно,
Спирменом было предложено разделение понятий общей умственной одаренности и специальных
способностей, обозначенное им как «G» и «S». Несмотря на то, что расчеты автора основаны на методе
тестов, результаты применения которого достаточно раскритикованы, основой положений Спирмена, о
чем он прямо не говорит, являются факты более широкого и жизненного опыта, позволяющие в
принципе признать разделение этих двух моментов.
Нужно, однако, отметать, что другие исследователи, основываясь также на количественной
разработке тестового материала и методе наблюдений, выдвигают еще другие факторы (ср.: Вебб-фактор
«W» и Гарнет-фактор «G»). Так или иначе специальные способности и достижения в специальных
областях деятельности тесно связаны с уровнем общей одаренности.
Хотя первоисточником познавательной деятельности является ориентировочный рефлекс, но по
мере формирования познавательного опыта обычно интерес и потребность в познании не угасают, как
безусловный ориентировочный рефлекс, а нарастают. Одним из наиболее ранних внешних проявлений
познавательной потребности, характеризующих умственную активность, являются вопросы детей.
Свойственная известному возрасту серия многократно повторяющихся вопросов: «почему?»
представляет лишь одно из частных выражений умственной активности, проявляющейся разнообразно
в разговоре, в игровой фантазии, в рассуждениях. Страсть к чтению может обнаруживаться уже в
раннем школьном возрасте, особенно же ярко, иногда и дифференцированно выражая умственную
активность, умственные интересы и тесно связанное с этим хорошее общее и специальное умственное
развитие. Заслуживает внимания, что активные попытки научиться читать могут проявляться в виде
склонности к чтению как своего рода интеллектуальной игре, причем ребенок-дошкольник с большой
активностью усваивает и узнает наименование буквенных и цифровых знаков. С этими первыми
попытками овладения техникой речевой символики связаны факты раннего, в 3—4 года, овладения
чтением и письмом.
В рамках средней одаренности уже в раннем школьном возрасте наряду с общим интересом
может выявиться предпочтение к разной по содержанию умственной деятельности в занятиях по языку,
арифметике, природоведению. В дальнейшем наряду с интересом к чтению может обнаруживаться
склонность к разной по содержанию литературе — фантастической, реалистической, исторической,
естественно-научной, географической и т.д. Здесь ярко обнаруживается не только соответствие, но,
можно сказать, совпадение склонностей и способностей, причем познавательная склонность совпадает
с умственной потребностью и умственным интересом. При достаточной общей интеллектуальной
активности могут, как известно, проявляться различия успешности в разных областях. Так, при
интеллектуальной активности и интересе к чтению может обнаружиться разная степень успешности или
неуспешности в правописании и в математике. В то время как по отношению к математике можно
говорить о способности и о склонности к ней, то по отношению к правописанию — об успешности и
соответственно способности, но не о склонности. Очевидно, тогда, когда речь идет только об усвоении
навыков и правил (как в правописании, где возможности творческого подхода отсутствуют), можно
говорить о способностях, но о сочетании склонностей и способностей говорить едва ли возможно, не
только в области познания, но и в различных видах Деятельности.
Склонность к деятельности, столь важная для понимания продуктивности и успешности,
Hosted by uCoz