Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 164 
Next page End  

педагогическая задача заключается в направлении усилий на формирование потребностей —
склонностей.
Наконец, едва ли можно сомневаться в существовании потребности в общении,
обнаруживающейся уже в реакции маленького ребенка на мать, в его реакции на себе подобных, в
тяготении к другим детям, в нежелании покидать их общество, в различном характере связи и
взаимодействия с людьми. Как бы человек не относился к процессу общения, источник и продукт его
созидательной деятельности (будь то искусство, наука или техника) адресуется всегда к другому человеку
и представляет своеобразное общение через результаты деятельности.
Потребность в познании, в деятельности определенного вида и потребность в общении
представляют специфически человеческие результаты приобретенного опыта и воспитания. Они
обнаруживают значительные вариации у разных людей и колебания в процессе развития отдельного
человека. Поэтому неблагоприятные условия могут вызвать недоразвитие и подавить эти потребности
или затормозить их выявление. В этом смысле такая черта, как застенчивость, отнюдь не представляет
отрицательной, репульсивной реакции на общество, но выражает конфликт высокой степени тяготения
к обществу и заторможенности вследствие страха и неуверенности в себе.
Говоря о склонности или потребности в общении, не так просто ответить на вопрос, существует
ли способность к общению. Правда, говорят: «он не способен к общению, не способен ладить и
уживаться с людьми». Однако в этом случае слово «способность» применяется фигурально, в смысле
желания общения и готовности кое от чего отказаться и кое к чему принудить себя ради поддержания
контакта.
В качестве свойств, выражающих неспособность к общению, приводят «бестактность» в смысле
недостатка способности сообразовать свое поведение с состоянием другого человека. Однако
бестактность является столь сложным результатом дефектов воспитания, отношения человека к другому,
его недостаточного внимания, интереса, степени сочувствия или антипатии к нему, что едва ли можно
говорить о такте или бестактности только в смысле способности или неспособности правильно
сообразовать свое поведение с другими людьми.
Таким образом, в трех областях основных потребностей — познания, деятельности и общения —
зависимость между теми фактами, которые дают основание говорить о связи склонностей и
способностей, различна, сложна и многообразна.
В расхождении склонностей и способностей имеют значение внешние моменты формирования
склонностей. Как известно, большую роль в формировании склонности играют успехи, похвала,
поощрение. Общественное признание формирует не только у детей, но и у взрослых положительное
отношение к деятельности, за которую получается похвала. У ищущих признаки, честолюбивых,
тщеславных отношение к деятельности сплошь и рядом определяется прошлым признанием и похвалой,
а не интересом к самому делу. При недостаточной требовательности и чрезмерной снисходительности
воспитателей, при легкости получения похвалы мотив признания становится источником той
склонности, которая не соответствует реальным данным человека. Расхождение успеха и реальной
ценности достижения является источником несоответствия склонностей и способностей.
В других случаях лицо, являющееся объектом привязанности и преклонения, вызывает своей
деятельностью подражательное увлечение этой деятельностью. При этом склонность выражает не
столько отношение к деятельности, сколько к достижениям объекта привязанности, подражание ему и
отчасти ожидание похвалы, симпатии и благодарности с его стороны.
Если обратиться к биографиям выдающихся деятелей, то ясно выступает картина сочетания
замечательных успехов, представляющих производное из свойств их личности, и огромных
самоотверженных, беззаветных усилий, посвященных делу их жизни. Здесь склонность к деятельности
является доминирующей потребностью, сплав которой со способностью обеспечивает исключительно
высокий уровень деятельности.
Сами деятели относят свои выдающиеся успехи не за счет своих потребностей, а за счет
трудовых усилий. Это не ложная скромность, тем более не лицемерие. Это — отражение их опыта, в
котором воспринимаются не исключительные достижения творческой личности, нередко не
соответствующие уровню их требований, а исключительное напряжение, связанное с их созидательной
деятельностью. Самоопределение в смысле установления правильного соотношения способностей и
Hosted by uCoz