Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 164 
Next page End  

наклонностей даже при выдающихся способностях иногда достигается не сразу. В этих случаях человек
не сразу находит свое призвание. Поэтому важную педагогическую задачу психологии представляет
содействие в этом процессе самоопределения.
В истории жизни и деятельности выдающихся людей тоже иногда встречаются расхождения
между способностью и склонностью. Знаменитый математик Лобачевский, будучи студентом, испытал
разочарование в математике и решил посвятить себя медицине. Он как будто бы утратил склонность к
математическим наукам. Причиной этого, однако, было то, что в период его разочарования математику в
университете преподавал человек, знавший предмет хуже студента Лобачевского. Когда же в
университет пришли знающие преподаватели, Лобачевский вновь вернулся к математике и прославил
себя и родину замечательными достижениями. Этот пример временного несовпадения склонностей и
условий их реализации поучителен в том смысле, что при длительном действии неблагоприятных 
обстоятельств на пути призвания человека его склонности либо вовсе не реализуются, либо реализуются
не в полной мере.
Но есть еще своеобразные случаи, объяснение которых трудно, а может быть, и недоступно, когда
наряду со склонностью, оправданной продуктивностью и, следовательно, так называемым
«призванием» существует склонность к области деятельности, в которой нет соответствующей
продуктивности. Знаменитый кардинал Ришелье, проявив себя как выдающийся государственный
деятель, считал себя выдающимся драматургом, наиболее ценил признание своего драматургического
таланта и не выносил критических замечаний по этому адресу.
Композитор А. Глазунов был слабым дирижером, что не раз отмечал большой мастер и знаток
дирижерского искусства Направник, но обнаруживал большое тяготение к дирижерской деятельности,
не относясь к себе в этом вопросе достаточно критически. Речь идет о не оправданной качеством
деятельности склонности, которую не всегда можно объяснить, так как не всегда имеются достаточные
данные по истории развития личности.
Нельзя не упомянуть еще о возможном наличии у выдающихся лиц непродуктивных и
отрицательных склонностей, противоречащих их творческим способностям и склонностям. В качестве
примера такого несоответствия можно указать на страсть писателя Ф. М. Достоевского к игре в карты.
Его плодотворная творческая деятельность выражала единство литературной склонности и
способностей. Наряду с этим у него обнаруживалась страсть к картежной игре. Ясно, что это не просто
изолированная отрицательная склонность. Здесь имеет место большой внутренний конфликт личности,
в котором неудержимо сильная потребность не только не соответствовала высоким идейным
побуждениям их деятельности, но временами одерживала над ними победу.
Возвращаясь к проблеме развития способностей, можно сказать, что чем более активно
обнаруживает человек положительное отношение к деятельности, тем больше трудовых усилий
затрачивает он на овладение ею. Условно пользуясь термином «способность», можно поэтому признать
закономерным единство склонностей и способностей в призвании при нормальных общественных
условиях развития и воспитания человека. Развитие человека есть развитие количественно-
качественных показателей уровня и масштаба деятельности. Возможности развитой деятельности
неизмеримо превосходят возможности первоначальной деятельности. Однако понятие развитой
способности содержит только заключение от деятельности к ее возможностям. Мы устанавливаем
развитие деятельности, о развитии же способностей, так же, как и о самих способностях, мы только
заключаем. Способен или нет человек, по существу, значит, может ли он выполнять ту или иную задачу
деятельности.
С развитием и совершенствованием деятельности не только формируется дифференцированное
отношение личности к процессу и продукту своей деятельности. Под влиянием внешних требований и
оценки, по мере накопления опыта возникает все более высокое представление о цели, задачах этой
деятельности, становятся все более совершенными и соответствующими высокому образцу ее формы.
Одновременно растут требования к себе, порождающие на высоких уровнях неудовлетворенность
продуктом своего труда и неутолимую потребность в достижении все более и более высоких образцов.
В процессе овладения деятельностью в связи со все повышающимся уровнем требовательности к себе у
выдающихся представителей различных областей деятельности растут привязанность, увлечение и
страсть к деятельности, которая становится жизненной потребностью, смыслом жизни. Тщеславие и
Hosted by uCoz