Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 164 
Next page End  

области математики никаких затруднений. Математика была ему неинтересна, так как все в этой области
давалось слишком легко. Желая освободиться от математики, он пошел на отделение логики, но
столкнулся, к величайшему своему неудовольствию, с математической логикой.
Неясно, что значит отсутствие трудности, так как в математике много трудных и нерешенных
проблем. Исследуемый не двигался от легкого ко все более трудному, так как он ограничивался легкими
для него примерами текущей учебной работы, но не уходил вперед от нее, чтобы овладеть еще в школе
(как нередко бывает) университетским курсом. Были какие-то условия, вследствие которых, с одной
стороны, не стимулировалось движение вперед, с другой стороны, не повышался заметно уровень
требований к себе, и в итоге не создавалось явного удовлетворения.
Справедливо различают способность к усвоению материала и способность к творчеству. Это, по-
видимому, не только разные степени способности, но и разные структуры их.
Склонность есть эмоционально-волевое отношение к деятельности; если этого нет,
функциональные возможности не пускаются в ход и не развиваются.
Вопрос о способностях должен освещаться динамически, а он часто освещается только
статически. Динамическая сторона заключается не только в развитии способностей, но и в том, что
напряжение и реализация функциональных возможностей значительно колеблются в зависимости от
ряда условий. В работе А. А. Бодалева (там же, с. 94—111) показано, как колеблется продуктивность и
успешность ученика в одной и той же деятельности в разное время. Актуализация способностей
определяется рядом моментов, в которых склонность как отношение к деятельности сама получает
объяснение в отношениях к педагогам, товарищам и близким и в связи с рядом обстоятельств,
выходящих за рамки этих отношений, но на них сказывающихся.
Мы определяли склонность как избирательно положительное отношение к деятельности. Наше
понимание сближает также понятия склонностей, интересов и потребностей, но не включает понятие
идеала как сложного, высокого порядка идейного (идеологического) образования. Но понятие
склонности остается внешним и описательным до тех пор, пока мы не раскроем его внутреннего
содержания и генезиса.
Положительное избирательное отношение, выявляющееся в склонности, означает, что
деятельность привлекает, доставляет удовольствие, радость, удовлетворение высшей степенью
склонности является увлечение деятельностью. Деятельность привлекает к себе, именно поэтому
склонность и является потребностью в данной деятельности. Деятельность, к которой испытывается
склонность, оценивается положительно, высоко, даже переоценивается. При наличии склонности
деятельность протекает чрезвычайно активно, с длительным напряжением. Склонность особенно
характеризуется двумя моментами: длительностью и повторностью деятельности. Насыщение и
утомление в деятельности обратно пропорциональны степени выраженности склонности. Любимым
занятием (будь то игра, конструирование, решение математических задач, изобретательство) и ребенок,
и взрослый занимаются без заметного утомления, больше того, с трудом, как говорят, «отрываются» от
деятельности. Еще более важно то, что с повторением деятельность также не надоедает, а, наоборот,
становится все более привлекательной.
При выраженной склонности возможны два типа ее закрепления. Один путь — это
формирование привычного отношения, другой путь — творческое отношение к деятельности. Нетрудно
понять, что лучшие перспективы развития связаны со вторым путем. Но для того, чтобы разобраться в
этих двух вариантах, их природе и источниках, нужно вернуться к основному вопросу, а именно — к
вопросу о двух категориях в психическом: о процессах и образованиях или о психических функциях и
отношениях.
Мы в свое время обсуждали вопрос о функциях и отношениях, говоря о них как о единстве двух
планов характеристики сознательной психической деятельности (1960). [См. наст.
сборник, статья 1.]
Понятие способностей включает в себя функциональный и потенциальный планы. Способность — это
возможность высоких достижений, большая быстрота, легкость, глубина результатов. Но это потенциал,
который и реализуется, и нарастает в процессе деятельности. Склонность же — это отношение, взятое
не просто в предметном, а в предметно-процессуальном плане, т.е. в плане деятельности, связанной с
определенным содержанием. Нам кажется, что эти детали существенны для понимания того
разграничения склонностей и способностей, которое делается обычно психологами, в частности Б. М.
Hosted by uCoz