Navigation bar
  Print document Start Previous page
 148 of 164 
Next page End  

Тепловым и С. Л. Рубинштейном. Но совершенно естественно при признании тесной связи планов и
единства склонностей и способностей возникает вопрос теоретического объяснения и практического
значения этой связи. Этим объяснением, по-видимому, является та глубокая органическая связь, которая
объединяет потребности, эмоции, ощущения и осмысленную деятельность.
Биологическая и социальная природа потребностей такова, что они связаны с положительной
эмоцией и в этом, возможно, заключается смысл эмоций. Что касается ощущения, то уже В. Вундт указал
на единство эмоционального тона с сенсорным компонентом в ощущении. Деятельность в своих
сенсорных компонентах имеет эмоциональный, чувственный компонент. Это эмоциональное
удовлетворение деятельностью связывает ее с потребностями. Наконец (что особенно важно и вместе с
тем далеко еще не разработано в психологии), всякая деятельность человека, в отличие от животного,
сознательно целенаправленна и осмысленна. Интеллектуальная эмоция заключается в удовлетворении
деятельностью, в том, что человек испытывает радость и удовлетворение от овладения новым
смысловым содержанием, которое проще и яснее всего отражается в чувстве удовлетворения
достигнутой целью. Устремленность и настойчивость в достижении цели, которую И. П. Павлов
определил как рефлекс цели и иллюстрировал примером коллекционерства, по-видимому, лежит в
основе всякой целесообразной деятельности и выражается тем более отчетливо, чем более активна
склонность.
Вероятно, не столько элементарное чувство удовольствия от деятельности, сколько элемент
творческой радости, вызываемой новым достижением, является наиболее важным эмоциональным и
одновременно революционным моментом в деятельности.
Радость творчества, радость психического обогащения представляется основным движущим
моментом развития, который проявляется как в яркой радости ребенка, накопавшего «гору песка»,
прорывшего ложе для ручейка и нарисовавшего картинку, так и в радости изобретателя и ученого, для
которого смысл жизни заключается в открытии и изобретении нового.
Общественная природа человека отчетливо проявляется в том, что в первоначальной, наивной
фазе он демонстрирует свои успехи, ищет сочувствия и одобрения, а сочувствие, одобрение, оценка
являются добавочными мощными стимулами, укрепляющими склонность к деятельности. Однако
одобрение, похвала, признание, неосторожно и чрезмерно выраженные, могут стать источником
деятельности ради отличия, будь то похвала, отметка, награда, слава. Эти существенные социально-
педагогические стимулы могут быть положительными до той поры, пока самоценность деятельности
оказывается доминирующей. Но они начинают становиться все более и более отрицательными,
приводящими к заблуждению факторами, по мере того как они начинают сами все больше приобретать
характер доминанты. Это сказывается не только на отношении к самой деятельности, но to на других
областях отношений. Здесь можно отметить честолюбие и тщеславие, которые начинают формироваться
по мере того, как удовлетворение от похвалы начинает все более превалировать над удовлетворением
от деятельности.
Существенной стороной критического отношения к себе является предъявляемое человеком к
своей деятельности требование нового. Без этого деятельность застывает в стереотипе. Требование
нового органически связано с восприимчивостью к требованиям жизни и требованиям окружающей
формирующей человека среды. Эти требования и эта требовательность являются масштабом для оценки
достижений и условием удовлетворения.
Характерный признак одаренности заключается в опережении человеком предъявляемых к нему
требований непосредственной узкой среды. Опережающий свою непосредственную среду гений,
оценивающий деятельность широкими масштабами перспектив общественного развития, может
оказаться правым, но непонятым и правильно оцененным лишь впоследствии.
Формирование мнимой склонности, определяемой побочными для данной деятельности
результатами личного успеха, является первой причиной уклонения от закономерностей совпадения
склонности и способности. Однако нарушение этой закономерности имеет и иные источники. Сюда
относится упорная склонность к чему-либо без значительных достижений. Положительным общим
фоном, зависящим от воспитания, здесь является старательность и трудолюбие. Однако эти качества
определяют не столько склонность, сколько исполнительность. Было бы ошибкой пренебрежительно
отвергнуть склонность как безответную и самоотверженную любовь к делу. Привязанность к делу
Hosted by uCoz