Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 164 
Next page End  

является важным качеством, а успех в нем далеко не сразу выявляет способности. Но может быть и
бесперспективная, безнадежная склонность, в основе которой лежат низкий уровень требований к себе,
ограниченная отзывчивость на требования окружающей действительности и ограниченный кругозор с
недостаточной самокритикой.
Хотя бы небольшой успех и признание часто оказываются тем более субъективно значимы, чем
менее ощутимы достижения в других областях. В связи с этим здесь надо отметить роль эмоциональной
инертности, которая в крайних ее степенях определяется как эмоциональная вязкость у эпилептиков.
В известной мере противоположностью этой упорной склонности без достаточных способностей
является неустойчивость склонностей даже при наличии способностей. Формула «способный, но
ленивый» достаточно широко известна. Этот тип соотношения генетически характеризуется двумя тесно
связанными друг с другом дефектами воспитания. Способность и легкое достижение признания наряду с
недостаточной требовательностью формируют, с одной стороны, тщеславие и самомнение, с другой —
слабоволие или недостаточную способность к усилию в борьбе за подлинное достижение.
Примеры избалованных и способных детей достаточно известны, но в связи с этим следует
коснуться двух существенных и также тесно связанных моментов. Во-первых, в ряде случаев похвалы и
поощрения не снижают требовательности к себе, а как бы даже противостоят собственной
неудовлетворенности, что, как явствует из ранее сказанного, является существенным свойством высокой
способности; во-вторых, это соотношение количества и качества в продуктивной деятельности.
Последнее относится уже не только к детям, но и к взрослым — ученым, писателям, художникам.
История знает примеры, когда выдающийся по таланту человек создавал одно выдающееся
произведение и больше ничего или создавал очень немного и притом не выдающееся. Так, А. С.
Грибоедов написал «Горе от ума», А. А. Иванов — картину «Явление Христа народу», Леонкавалло —
оперу «Паяцы». С другой стороны, существует гораздо большее число авторов многочисленных, хотя и
не очень значимых произведений. Возможно, что в этом обнаруживаются количественные и
качественные стороны деятельности. Но это не объяснение, а тавтология.
В объяснении этих фактов существенную роль играет опять-таки соотношение требовательности
и склонности. Требование учителей, ставшее требованием ученика к себе, является фактором,
повышающим качество и значимость деятельности. Воспитанная высокая требовательность требует и
значимого содержания и совершенной формы. Поэтому количество и качество продукции являются
показателями равноденствия склонности к деятельности и контроля в смысле требовательности к себе.
Внешние обстоятельства могут требовать продукции и увеличивать количество за счет качества. Но и
при учете этого некоторые вопросы все же оказываются не совсем ясными.
На примере художника А. Иванова мы видим, как его высокое владение формой при ясной задаче
все же не обеспечило завершения картины. Очевидно, что степень требовательности к себе, или
соотношение между идеальным замыслом и его реализацией, имеет много ступеней, внешним
выражением которых является соотношение количества и качества продукции, и удовлетворение
склонности к деятельности ее результатом может значительно варьировать. Практические
педагогические выводы из этого положения заключаются в том, что педагог, побуждая и поощряя,
должен, не обескураживая, быть требовательным к ученику, все время ориентируя его на оптимум
качества содержания и формы продукции.
Весьма существенной стороной в динамике работоспособности является соотношение утомления
и насыщения («Sattigung», как характеризует его К. Левин). Склонность характеризуется тем, что в
процессе деятельности обнаруживается пониженная насыщенность и пониженная утомляемость.
Постоянное проявление такого соотношения в динамике, непосредственно определяя высокие
показатели производительности деятельности, обеспечивает функциональное напряжение, затрату
энергии, но понижение чувствительности к затрате своей энергии может создать для деятеля (ребенка
или взрослого) опасность истощения. Есть еще одна сторона вопроса, именно — роль подражания и
воспитания. Однако здесь надо различать рефлекторно-инстинктивное подражание животных и
подражательность как таковую у человека.
Социально-педагогически, несомненно, более значимым является второе, т.е. сознательное
следование человека примеру, образцу. Любимый педагог, отец, мать, товарищи являются примером не
только для слепого подражания, но образцом, идеалом красоты, значения, благородства, воплощением
Hosted by uCoz