Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 164 
Next page End  

между требованиями учителя-воспитателя и поведением ученика.
Как показал А. С. Макаренко, на разных ступенях формирования школьного коллектива все
большее значение в формировании поведения и личности отдельных учащихся приобретает коллектив.
Ряд работ, посвященных воспитательной работе массовой школы, показывает и здесь высокую
продуктивность применения воспитательных принципов А. С. Макаренко (Бодалев А. А., 1955;
Федосова В. Н., 1956; Шнирман А. Л., 1956 и другие). Это показывает, что в своей педагогике А. С.
Макаренко более всего опирался на психологию отношений. Из многочисленных его положений, на
которые можно было бы сослаться, приведу лишь одно: «Так как мы имеем дело всегда с отношением,
так как именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы, то перед нами
всегда стоит двойной объект — личность и общество.
Выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношения совершенно невозможно,
технически невозможно» (Макаренко А. С. Избр. педагог. соч. 6-е изд. Кн. 4, 1949).
О роли отношения человека в психологии и психотерапии
Этого вопроса нельзя не коснуться здесь потому, что многие медики обычно биологизируют
представление о человеке. Идеи И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности в синтезе с
советской материалистической психологией позволяют преодолеть этот биологизм и видеть в больном
не только организм, но и личность. Только этот синтез позволяет преодолеть позиции
распространенного за рубежом психосоматического направления и понять личность — как социальное
и органическое единство; что имеет значение и для понимания отношений.
Некоторые психологи понимают отношения односторонне, как только социально-этические,
между тем эти последние представляют собой хотя важную, но, разумеется, все же не единственную
(как видно из изложенного выше) часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики
показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей
жизнедеятельности организма. В одной из наших статей мы уже касались этого вопроса (1956в),
указывая на значение нарушенных отношений и связанных с ними переживаний для возникновения и
течения болезненных процессов (причем было показано значение их не только для неврозов, но и для
всех заболеваний вообще). Конечно, при этом учитываются особенности типа высшей нервной
деятельности человека, понимая его не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, его
темперамент и характер в связи с его отношениями к действительности (см. также: Р. А. Зачепицкий и Е.
К. Яковлева, 1956; Е. Е. Плотникова, 1956).
В неврозах нарушение отношений играет патогенную причинную роль. Это относится также ко
всем психогенным заболеваниям, даже к таким, как паранойя. Не случайно И. П. Павлов рассматривал
невроз навязчивости и паранойю вместе и подчеркивал роль, какую в патогенезе бреда играют
искаженные нарушения отношений (Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. 1957. С. 257.).
Однако в ряде мозговых заболеваний нарушенные отношения являются не причиной, а
следствием болезни. Сюда относятся болезненные состояния, в которых с регрессом личности меняется
характерный для человека индивидуальный способ отношений. Это особенно отчетливо выступает при
так называемом лобном синдроме (как показывает ряд исследований этого вопроса, особенно работы А.
Р. Лурия (1946) и его сотрудников).
При состояниях психического недоразвития отношения имеют тем менее дифференцированный
характер, чем тяжелее степень недоразвития. Как показала Е. Е. Плотникова, попытки изучения
работоспособности у олигофренов в степени дебильности обнаруживают кривую упражнения и
утомления, хотя и сокращенную и маловыраженную. У имбецилов не обнаруживается никакой
закономерности, так как у них нет определенного отношения к работе, нет напряжения и утомления.
Психогенные нервно-психические заболевания в первую очередь требуют психотерапии. Так
называемая глубокая, или рациональная, психотерапия, как мы с нашими сотрудниками показывали
неоднократно, основывается на перестройке отношений.
Обычно вопросы терапии внушением рассматривались не в этом плане. Однако поучительно,
что внушаемость, как показывает исследование В. А. Часова (1957), представляет не столько
интеллектуально-характерологическую, стойкую особенность человека, сколько результат
Hosted by uCoz