Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 164 
Next page End  

ценности идеала, которому должно служить поведение. Эти образцы и примеры в своей деятельности
формируют идеалы деятельности и склонности к ней с самого раннего возраста.
Часто, как известно, эти увлекательные образцы, идеалы заимствуются из биографий
выдающихся людей. Они заставляют не только действенно мечтать, но идти вслед, действовать по
образцу. Пример, значение которого хорошо известно, является не просто стимулом слепого
подражания. Механизм его более сложен.
Лицо, являющееся примером, и его деятельность, становящаяся образцом, вызывает отношение
привязанности, любви, восхищения, уважения и т.п. Образец и его деятельность, как идеал, ценность,
вызывают склонность к деятельности, которая определяется не степенью способности, а степенью
привязанности. Это вещи известные, но психолого-педагогическая задача заключается в выяснении
природы стимулов, вызывающих склонность к деятельности. Увлечение математикой, литературой,
искусством и т.п. несет на себе печать влияния учителя. А проблема успешности, которую пытаются
разрешить, оценивая способности ученика и методический уровень учителя, не разрешаются до тех пор,
пока не учитывается отношение ученика к учителю. Таким образом, успешность ученика опосредована
склонностью заниматься предметом, а последняя -привязанностью и уважением ученика к учителю.
Склонность к той или иной деятельности, как мы пытались показать, — это вид потребности в
данной деятельности. Потребность в деятельности представляет высшую форму потребностей человека,
так как в ней человек выступает не как потребитель, а как созидатель и преобразователь
действительности.
Как показывает все изложенное, потребности формируются и развиваются в действительности и
деятельности.
Трудолюбие как склонность к труду так же, как трудоспособность, требует общей постановки
вопроса о важнейших для общества склонностях и способностях — о склонности к труду и
трудоспособности. Эта самая общая постановка имеет, однако, значение и для дифференциально-
психологической постановки, когда вопрос о склонности и способности ставится в конкретном и
определенном плане. Если Н. С. Лейтес рассматривает склонность к труду как фактор одаренности, то
он подчеркивает важную общую сторону дела (1950). Но способность к труду называется не
склонностью, а трудоспособностью, и нет основания отказаться от этого термина. Понятие способности
утрачивает смысл, как только мы скажем: «Все равно способны». Склонность и способность к труду
складываются у людей по-разному и скрываются различно в разных направлениях.
Все изложенное позволяет прийти к выводу о том, что при правильности основного положения
— соответствие и единство склонностей и способностей — существенную психолого-педагогическую
проблему представляют различные их варианты, вытекающие из соотношений различных структурных
компонентов склонностей.
Если основным и стойким внутренним условием склонности является способность, то, кроме
этого, могут играть роль внешние условия, прежде всего воздействие и реакция окружающих лиц,
разнообразные поощрения и похвалы; они иногда формируют опосредованные, мнимые склонности,
питаемые индуцированными утилитарными или эгоцентрическими мотивами.
Пример близких лиц, родных, товарищей, учителя, их успехи могут быть также одним из
факторов формирования склонностей к труду. Существенным моментом, усиливающим склонность к тем
или иным видам деятельности, является общее положительное отношение к труду. Наоборот, неудача,
неправильные оценки, неприязненные взаимоотношения с учителем могут влечь за собой образование
отрицательного отношения к деятельности и естественное снижение продуктивности.
Значение этих моментов в плане развития способностей совершенно ясно. В наших условиях
широких возможностей развития способностей особенно велико значение правильного учета
склонностей и способностей, требующего достаточной психологической культуры педагогов, большой
разработки вопроса о методах изучения способностей и знания закономерностей развития
способностей.
Методы исследования способностей и одаренности
Hosted by uCoz