Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 164 
Next page End  

экспериментальной диагностики учебных и профессиональных способностей, разработки методов
научно обоснованной консультации по вопросам учебного, профессионального и производственного
характера. Вместе с педологической практикой была ликвидирована важнейшая для педагогической и
медицинской науки психологическая экспериментальная диагностическая работа.
Учитывая все это, нужно правильно подойти к задачам экспериментально-психологического
исследования в области общей и специальной одаренности.
В отношении тестов надо сказать, что тест — это проба, или задача. Задача может быть трудной
или легкой, важной или неважной, правильно или неправильно подобранной, но главное заключается в
том, какие выводы из ее решения можно сделать.
Со времени существования экзаменационных испытаний в школе есть их противники, которые
считают экзамен случайностью, которая ни о чем не говорит; сторонники экзаменов, наоборот, говорят,
что при известных недостатках система испытаний все же позволяет установить степень подготовки,
знаний и развития учеников. Основным уязвимым местом экзамена является однократность испытания,
открывающая дорогу случайности. Те, кто признает эти дефекты испытания, понимают, что вместе с тем
необходима возможность экономного группового испытания.
Существенно, что в школьных экзаменах речь идет о пройденном предмете и главную роль
играют приобретенные умения и знания, а в тех испытаниях, которые осуществляются методом тестов,
установка делается не столько на выученное, сколько на то, что в меньшей степени является результатом
школьного обучения, знаний и навыков. Вместе с тем нельзя забыть огромный эксперимент,
проделанный под методическим руководством известного физиолога и психолога Иеркса, который
разработал армейские умственные тесты. В первую мировую войну этими тестами было испытано 1
млн. 800 тыс. призванных в армию, и в зависимости от результатов было произведено распределение
по видам оружия. Во вторую мировую войну в США подверглось тестовому испытания 7 млн. человек.
Едва ли в этих условиях какая-либо страна могла позволить себе бесплодную забаву или едва ли нужна
была для лучшего устройства в военных условиях привилегированной группы такая тяжелая и
обременительная операция, как обследование 7 млн. человек. Если тестирование является обязательным
при приеме в английскую армию, то заслуживает внимания то место, которое оно занимает при отборе.
Так, в работе Вернон и Перри (P. E. Vernon, I. В. Parry, 1952) рекомендуется следующая методика, дающая
возможность ориентировать в качествах кандидата и классифицировать их: 1) сведения о занятиях
кандидата; 2) данные биографические по опросу и беседе (интервью); 3) сведения о способностях, об
отношениях к работе и образовании; 4) тесты и измерения, «роль которых не нужно преувеличивать»; 5)
беседа по вопросам «витальных функций».
По утверждениям военных специалистов, эти испытания и основанное на них распределение
себя оправдало. Отсюда вытекает, что массовые проблемы, в которых классово-экономические
тенденции не имеют решающего значения, могут иметь значение, согласно данным указанных авторов.
Очень кратко формулируя этот вопрос, можно сказать следующее:
1. Однократная проба должна быть тщательно проанализирована со стороны ее функционального
значения.
2. Должна быть произведена оценка результатов исследования в связи с культурно-
экономическими условиями развития исследуемого.
3. Должно быть оценено не только решение, но и самый путь этого решения.
4. Внутри полученных результатов должны быть установлены не только градации или
распределение результатов отдельных исследований по степеням, но и качественные типические или
индивидуальные особенности решения задач.
5. Полученные результаты имеют лишь проектирующее значение, т.е. показывают, в каком
направлении можно ожидать проявлений исследуемого в жизни.
6. Оценка этих результатов предполагает знание пределов возможных колебаний у одного лица
при неоднократных пробах.
Один из крупных специалистов по исследованию Спирмен, как указывалось выше, на основании
статистической разработки материалов пришел к выводу о том, что необходимо разделять при этих
исследованиях общий генеральный фактор (Г) и специальный фактор (С).
Вопрос об общей одаренности и развитии имеет первостепенное значение, так как касается
Hosted by uCoz