Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 164 
Next page End  

Градация соотношения успеха и усилий является мерой способности. Если ученик отказывается от
домашнего отдыха, если он не имеет времени для того, чтобы заняться не учебным, но интересным для
него делом или почитать книгу, если он вынужден долго засиживаться над приготовлением уроков, то
явно, что учебная программа превышает меру его способностей даже при условии более или менее
успешного выполнения задачи при удовлетворительных внешних условиях учебной работы.
Учебная естественная градация такова:
1. Не справляется с работой при оказываемой ему другими помощи.
2. Не справляется в работой при личной самостоятельной и усердной работе.
3. Справляется с большим напряжением, учась удовлетворительно.
4. То же при хорошей успеваемости.
5. Отлично справляется с одними предметами, но не вполне удовлетворительно или
удовлетворительно с остальными.
6. Отлично учится, полностью выполняя программу по всем предметам.
7. Выполняет сверхпрограммные задания по любимому предмету при успешной работе по
остальным предметам.
8. Выполняет сверхпрограммные задания по отдельным предметам при отличных успехах по
всем предметам.
В эти рубрики не включены неуспевающие вследствие лени, слабости здоровья или вследствие
неблагоприятных экономических и культурно-бытовых условий.
Пункты 6-й, 7-й и 8-й касаются очень важных вопросов. Отличник, который равномерно
успевает по всем предметам, хотя он является нередко гордостью и утешением тех учителей, которые не
отличаются дальнозоркостью, вызывает опасение своей равной готовностью, за которой может
скрываться равное чувство обязанности и отсутствие индивидуального интереса. Это — безликий
отличник. В противоположность этому, ученик, выходящий за пределы обязательной программы по
любимому предмету, при средней успешности по другим предметам, очевидно, любит, интересуется
предметом и, вероятно, обладает способностью в этом предмете. Восьмая категория, сочетающая
отличную успешность с высоким интересом к некоторым предметам, представляет, очевидно,
действительно лиц с высокими способностями, так как отлично успевать по всем предметам при
большой программе нашей школы и, кроме того, выполнять сверхпрограммные работы могут лишь
учащиеся с хорошими способностями.
Здесь не ставится задачи охарактеризовать все типичные категории учащихся, но из сказанного
ясно, что школьная успешность с учетом отношений ученика к обязанностям и его материальных и
культурно-бытовых условий отражает дифференцированную шкалу степеней общей способности
учащихся. Конечно, школьная программа и ее выполнение являются показателем общей одаренности, но
успеваемость и неуспеваемость по отдельным предметам также позволяют подойти к качественной
оценке способностей и развития ученика. Характерны следующие группы: «математическая»,
«гуманитарная», «конструктивно-техническая» и, может быть, «биологическая». Наиболее четко
выясняются две часто антагонистические группы — литературная и математическая. Здесь, несомненно,
в рамках общей одаренности очень явственно уже выступают черты индивидуальной одаренности и
специальных особенностей.
Подытоживая изложенное, можно сказать, что методы экспериментально-психологического
исследования способностей ждут еще своей разработки. В плане этой разработки нужно подчеркнуть,
что основной чертой способности является потенциальная возможность продвижения, т.е. роста
продуктивности в процессе работы и опыта; поэтому разовое испытание даже с учетом того, что сказано
выше в отношении способностей, малоубедительно, если оно в своей системе не содержит
повторяющихся заданий, динамика выполнения которых может раскрыть возможности прогресса, т.е.
не достигнутый уровень, а возможности его повышения.
Литература
Естественный эксперимент и его школьное применение / Под ред. А. Ф. Лазурского. Пг., 1918.
Vernon P. E. and Parry I. В. Personal selection in British Forces. London, 1952.
Hosted by uCoz