Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 164 
Next page End  

Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений (краткий
план)
I. Общая задача характеристики, которая должна быть осуществлена в ее заключении:
а) установить основные особенности характеристики и личности X.;
б) объяснить их происхождения;
в) представить, как в изучаемом человеке сочетаются положительные и отрицательные черты, в
частности, черты коллективистической психологии и черты индивидуалистической психологии;
г) наметить необходимый план мероприятий.
II. Материалы, на основе которых составлена характеристика. Данные наблюдений, дневники,
отзывы учреждений и организаций. Материалы специальных исследований. Продукты деятельности X.
Фото-фоно-кинодокументы.
III. Общие сведения о настоящем: 1) возраст; 2) общественно-профессиональное положение; 3)
партийность; 4) особенности условий жизни (экономические, санитарно-гигиенические), ближайший
круг общения; взаимоотношения в ближайшем кругу; отдельные лица, коллективы и обстоятельства,
особенно влияющие на X.
IV. Сведения о прошлом:
1) кто родители (профессия, общественно-политическое лицо, культурный уровень, особенности
характера, отношение к исследуемому);
2) основные особенности условий, в которых рос и воспитывался X.: благоприятные в
физическом или психическом смысле или неблагоприятные; отношение: внимательное, чуткое,
любовное, безразличное, жестокое; хорошие и дурные примеры, заброшенность, безнадзорность;
3) особенности коллектива, членом которого являлся, с которым соприкасался и под влиянием
которых находился X. Взаимоотношения в коллективе и его роль в жизни X.;
4) что особенно влияло на формирование X. (особенности условий, особые обстоятельства,
наиболее сильные и длительные переживания, взаимоотношения в коллективе и с людьми в семье, в
школе, на производстве; любовь, дружба, вражда, уважение, преданность и т.д.).
Данные изложить по ходу развития и его этапам в младенческом, преддошкольном, дошкольном,
школьном и зрелом возрастах.
I. Схема характеристики
1. Взаимоотношения с коллективом, его членами и отдельными людьми.
Общителен, дружелюбен (глубоко или поверхностно). Отзывчив или холоден. Мотивы симпатии
или антипатии. Утилитарное или принципиальное отношение к людям. Откровенен, упрям, замкнут,
скрытен, лицемерен.
Отношение к своему коллективу и в коллективе: организован, стремится к господству,
честолюбив, инициативен, самостоятелен, дисциплинирован, несамостоятелен, является хорошим
товарищем, дорожит коллективом.
Избирательно положительное или отрицательное отношение — к кому и по каким мотивам
(личным или принципиальным). Какое качество людей более всего нравится, какие отталкиваются. Что
более всего ценит в человеке. Есть ли образ — идеал человека (свой, литературный, общественный,
исторический).
Внешняя форма общественного поведения: вежлив, дисциплинирован, груб, развязен, нахален.
2. Отношение к себе и самооценка.
Занят собой, эгоистичен, расчетлив, личным отношением подменяет принципиальные или
наоборот. Самоуверен, неуверен в себе. Обидчив, претенциозен, самолюбив, тщеславен. Отношение к
своим недостаткам.
3. Отношение к деятельности и к труду.
Чем больше всего занимается. Любовь и увлечение трудом.
Hosted by uCoz